Меню

Лестница успеха

12.02.2014 11:33 11 (11723)




В прошлую пятницу в Челябинске прошел 4-й тур городского конкурса социальных проектов, напрямую связанный со всероссийской акцией «Я гражданин России».


Защищали свои «общественные» работы 16 школьных команд, пробравшихся через «сито» предварительных соревнований на уровне своих школ и районов. Попасть на областной турнир и, если повезет, выступить на федеральном уровне в детском центре «Смена» — мечта каждого участника конкурса. Но для этого оставался совсем «пустяк» — «пройти» город. Что не просто, если судить по давно сложившейся практике (конкурс социальных проектов в Челябинске проводится традиционно, более десяти лет). Оценивали работы школьников на городском конкурсе чуть ли не три десятка независимых экспертов. В качестве члена жюри поработал и корреспондент «Вечерки».

Первое впечатление


На фоне разговоров про педагогически запущенных детей, способных взять ружье и отправиться брать заложников, смотреть на хороших детей очень приятно. Мальчишки и девчонки из разных классов и школ, которые пришли в этот день во Дворец пионеров, несомненно, такими и являются — хорошими во всех смыслах. А какие, по-вашему, ребята способны откликнуться на предложение заниматься социальным проектом? Почему-то кажется, что такая работа отпугивает ленивых, глупых, эгоистичных, капризных детей. Или исправляет таких. Очень может быть. Поэтому такой проект обязательно должен существовать в самом массовом, масштабном виде.

А ребята в этот день всех присутствующих взрослых взяли свой искренностью, весельем, живостью и, главное, увлеченностью того дела, которым занимаются. Может, только искушенные педагоги, нарастившие за годы охранную психологическую «броню», да организаторы конкурса, уже по опыту, видели какие-то недостатки. Но для меня, человека со стороны, все показалось интересным и поучительным.

От директора детского центра творчества и развития «Перспектива» Марины Слудновой узнал, что это направление — конкурс социальных проектов — существует в Челябинске уже 14-й год. Некогда «Перспектива» была структурным подразделением Дворца пионеров и школьников. А в 2005 году превратилась в самостоятельное учреждение, которое занимается развитием детских самостоятельных инициатив.

— Спектр интересов в проектах у детей очень широк, — отметила Марина Валерьевна. — И каждый год при подготовке, начиная с сентября, мы организуем ряд семинаров для детей и педагогов, желающих научиться социальному проектированию.

И еще я узнал, что совсем не обязательно, чтобы чей-то проект вышел на уровень города, пусть он развивается в классе, школе, микрорайоне. Дети сами должны подниматься по ступенькам. А цель педагогов — научить работать ученика систематично. Кстати, соцпроект помогает систематизировать все знания, умения и навыки.

И еще о конкурсе соцпроектов: это всероссийская акция, придуманная и разработанная в Самаре. Там и будет проводиться заключительный этап конкурса.

Преобразуем пространство вокруг нас


Попробуйте сесть и придумать что-нибудь полезное. С ходу ничего не получится, если что-то долго не вынашивалось или не пришло на ум по случаю. Вот и ребятам пришлось придумывать такое «значимое» дело. А потом аргументировать проблему, доказывать ее значимость и ценность для города.

Вышла на сцену команда менеджеров (это так их научили: менеджер по связям с общественностью, менеджер-экономист и так далее. Ничего не поделаешь, термины — дань времени) из 23-й школы, поставила заранее приготовленные стенды, на экране «затрепетало» слайд-шоу под названием «От правой к левой». Ребята озаботились тем, что мир к левшам неласков. Все вокруг оборудовано для праворуких людей. И тогда они решили обустроить кабинет технологии для леворуких. Даже линейку придумали специально для левшей. Правда, я не понял, чем она отличается от обычной. А ведь по условиям конкурса требуется не только сформулировать проблему, но и проанализировать тему в СМИ, провести социологические опросы. И разумеется, подвести юридическое и финансовое обоснование под проект. С финансами ребята поступали довольно изобретательно. В 23-й школе, например, вырастили розы на продажу, чтобы напечатать специальный буклет в защиту левшей.

А в школе № 4 вдруг выяснили, что в рекреации не хватает теннисного стола. Исследовали актуальность идеи и принялись за дело. Правда, со сметой получилось трудновато. Собирали макулатуру на продажу — не хватило. Пришлось обращаться к депутату. Тот денег дал. Кстати, этот прием «связи с общественностью», причем довольно распространенный, мне почему-то не понравился. Чуть что — и к депутату. Это неправильно, иждивенчество какое-то. Но, с другой стороны, у школьников вариантов немного, чтобы достать деньги: родители, директор школы и заработать самим. Последнее лучше всего, но возможностей таких даже в большом городе немного. Детское трудоустройство вообще не проблема, а проблемища.

В 26-й гимназии школьники удивились пустым коридорам. Родился проект «Все вместе, и все на месте». Появились картины, диванчики, часы. Про то, как обживали и как добывали деньги, — целая история. Но ребята «прибрались на своей планете», и это здорово.

А в 53-й школе создали целую «Лестницу успеха». Дорогой проект получился. Все-таки исследования, фотографии известных и успешных учеников и выпускников пришлось собирать. Ребята признались, что в процессе работы сделали для себя массу открытий.

Просвещаем горожан


Кто такой Доватор или Евтеев? Вопрос, к сожалению, поставит в тупик среднего горожанина. В этом убедились ребята из 98-й школы, когда стали расспрашивать граждан, в честь кого названы улицы. Их проект «Неизвестные имена известных улиц» получил в городе резонанс. Школьники выпустили специальный буклет, чтобы раздавать прохожим и пассажирам в транспорте. Родилась идея сделать троллейбус маршрута № 5 просветительским. Представляете, едут люди по своим делам, а из динамиков рассказывается об улицах, которые проезжают граждане. Не прошло. Оказывается, оборудование в троллейбусах настолько старое, что обычную запись на флешке не запустить. А жаль.

В 84-й школе тоже озаботились ребята о просвещении жителей города. «Живем мы на Северо-Востоке, но неужели у нас нет своих достопримечательностей?» — спросили они. И придумали целый экскурсионный маршрут — от школьного музея славы к памятной доске легендарному сотруднику уголовного розыска. Дальше — к Первому озеру, потом к часовне. От нее путь к улице Мамина, о котором известно, что был изобретателем-самоучкой. Получилось интересно. Даже буклет издали и закладки. И пусть ребята не очень пока отличают «спонсора» от «социального партнера», дело получилось полезное и общественно значимое.

Хорошая смена растет


Председатель челябинского отделения региональной общественной организации ветеранов войны и боевых действий «Защитник Отечества» Владимир Сотников на предварительном подведении итогов сказал от имени независимого жюри:

— Все проекты — вещь нужная. Может быть, на первый взгляд они не одинаково значимы. Но все они важные. В том числе и в обустройстве школьных территорий, поведении на переменах. А о социально значимых проектах и говорить нечего. Важно и то, что некоторые проекты вообще завершены и имеют перспективу тиражирования в других местах города.

Соглашусь. Впрочем, на мой субъективный взгляд, самые «ударные» работы представили школьники из команды «Перспектива» и школы № 70.

Объясню. «Перспектива» занялась проблемой детского трудоустройства по-взрослому. Создали сайт, нашли работодателей, выпустили листовку-инструкцию «Как получить работу с нами?». Все вполне реально. Правда, поддерживать сайт, держать контакты с организациями без старших товарищей не получится. Однако верится в жизнеспособность проекта.

А в «семидесятке» с особым душевным подъемом взялись за работу под девизом «Старость в радость!». Родилась целая программа заботы о ветеранах, о пожилых людях. Создали отряд волонтеров для «организации досуга и улучшения качества жизни ветеранов». Решили: будут ходить в аптеки и магазины, убирать квартиры, выпускать тематические газеты для пожилых людей. Вершина проекта — кинопередвижка с «любимыми фильмами». Слушал, признаюсь, защиту этого проекта с умилением.

Как, впрочем, и множество других — достойных и любопытных. Разумеется, критически смотреть на это можно и нужно. Чем коллеги и занимались. Например, доктор психологических наук, профессор, декан психологического факультета ЧГПУ Валентина Долгова высоко оценила работы 1-й гимназии, 147-й школы. В частности, Валентина Ивановна отметила:

— Допустим, работа с инвалидами. Прозвучало: много разнообразных дел. Но на них нужно обоснование. А кто рядом с детьми? Ведь требуется специалист для людей с ограниченными возможностями. Но на самом деле все проекты замечательные. И хорошо, что есть такие дети. Отличная смена растет.

На сцене моряки — ребята из 147-й с проектом «Я поведу в музей» спели, рассказали. Вот только не станцевали про свой флотский музей и эсминец «Гремящий». Невольно подумалось: здорово, хорошее дело. А может, свой проект создать, скажем «Школьные музеи Челябинска»? Впрочем, может, такой уже есть.

Здесь, на конкурсе, что ни проект, то масса смысловых зацепок, от которых трудно избавиться. Чтобы ухаживать за Аллеей Славы, патрулировать школьный двор, сделать теннисный стол самостоятельно, ребята тщательно изучают общественное мнение, проводят опросы, публикуют результаты. А почему этого не делают взрослые начальники, реализуя свои проекты в масштабах города? Где прозрачные сметы? Где публичная защита?

Редактор сайта «Институт воспитания строителей страны» Николай Махнев, в частности, сказал:

— Большой воспитательный потенциал имеет участие ребенка в проектах. Многие ребята могут реально потянуть значимые проекты. Понадобится помощь со стороны администрации города и со стороны управления образования.

А Марина Слуднова добавила:

— Мы, независимое жюри, тоже были социальными партнерами проектов. Для детей это было важно, потому что они увидели, с кем можно сотрудничать. У них тоже расширяется кругозор.

Фото Наиля ФАТТАХОВА.