Меню

Диалоги об искусстве в ЮУрГИИ

12.02.2014 11:21 11 (11723)




Южно-Уральский институт искусств затеял грандиозный проект — совместить три направления, близкие, но разные: науку, искусство и образование. Новый проект окрестили «Диалоги об искусстве» и благополучно запустили на прошлой неделе. «Первой ласточкой» стала выставка рисунков из архива знаменитой Репинки.


Сначала была музыка


На самом деле замысел возник года два назад. Тогда и запустили первый, «пробный шар». Правда, предмет для обсуждения был один — музыка, а связующим звеном стал профессор Московской консерватории доктор искусствоведения Анатолий Цукер. Он приехал в Челябинск и прочел цикл лекций о классической музыке, о рок-музыке, о массовой музыкальной культуре.

— Это была первая попытка организовать некую форму беседы на темы искусства, — объясняет ректор ЮУрГИИ Павел Костенок. — Нынешние «Диалоги...» в таком качестве проходят впервые, причем мы попытались не только объединить разные виды искусства и науку — мы бы хотели привлечь внимание широкой публики, массового зрителя.

— И как, удалось то, что задумывали, — объединить и привлечь?

— Частично. Нам удалось пока чисто механически соединить мероприятия по разным видам искусства. Кроме того, у нас появились союзники: Челябинское отделение Союза художников, немецкий центр, фонд имени Боша, специалисты из России, Германии, Израиля. А вот последний круглый стол посвящен как раз проблемам взаимодействия искусств и аккумулирует все самое важное. Кстати, по итогам мы планируем выпустить ряд материалов, которые послужат результатом и заделом на будущее, — уверен Павел Иванович.

Репинка на вернисаже


Со второй задачей — привлечь внимание массового зрителя — организаторы уже справились.

Экспозицию из Питера принял у себя выставочный зал местного отделения Союза художников. Подборка студенческих работ из Репинки оказалась небольшой — около трех десятков рисунков — и заняла самый маленький зальчик, зато народу, жаждущего познакомиться с учебными работами, оказалось много, как на большом, настоящем вернисаже. Публика заполнила все три зала, с пристрастным интересом разглядывая экспозиции по соседству. Похоже, случайных людей в зале не было, исключительно художники действующие, начинающие, преподаватели, искусствоведы.

— Очень радует, что в зале так много молодых людей, — невооруженным глазом подметил и культурный министр Алексей Бетехтин. — Вижу, что собрались не только студенты института искусств, но и ребята из ЧелГУ, ЮУрГУ, даже из медакадемии есть, мне сказали. Замечательно, что мероприятие вызывает такой большой интерес. В добрый путь!

— Это наш первый опыт сотрудничества с институтом искусств, и мы бы хотели его развивать, тем более что есть предварительная договоренность с институтом имени Репина о проведении других, более масштабных выставок. Было бы замечательно приглашать к нам в Челябинск знаковых художников на мастер-классы, — предложил председатель местного отделения Союза художников Анатолий Костюк.

«Кухонные» секреты


Пока старшие обсуждали планы на будущее, молодежь прямо у стендов устраивала собственные дискуссии. Студентки с большущими папками наперевес жарко спорили об особенностях стиля и почерка академистов высшего уровня.

— Смотрите и учитесь! — грозит пальцем педагог. — Если бы вы так рисовали, я была бы счастлива.

— Что, хорошие работы? — вклиниваюсь в толпу, поближе к специалисту.

— Отличные! Не вижу недостатков ни в одной работе, — отвечает декан факультета изобразительного факультета Ольга Костюк.

— Отчего же тогда четверки стоят? — на некоторых листах сверху карандашиком поставлены отметки.

— Ну, знаете! Чтобы уровень определить. Значит, были работы еще лучше. Мы смотрим в первую очередь технику, но, возможно, педагог посчитал, что художественный образ недостаточно разработан.

— А насколько уровень нашего института соотносится?

— Во-первых, у нас средняя ступень, мы готовим студентов для поступления в ту же Репинку, и должна сказать, что нас прекрасно знают в Академии художеств, мы давно сотрудничаем: приезжаем к ним в мастерские, на зимний пленэр. Кстати, достаточно много наших студентов там продолжают обучение.

— Ваш ректор уверяет, что проект предназначен для массовой публики. И что же будет интересно простому зрителю в этих учебных работах?

— Это не просто учебные рисунки — это уже состоявшиеся работы в плане художественном. К тому же, если человек связан с искусством, а другой сюда не придет, ему будет интересна та самая «кухня», то есть процесс, как ученик становится мастером, как он растет и развивается.

Что ж, в любом случае вернисаж оправдал все ожидания устроителей. Следующее мероприятие проекта состоится уже 15 февраля. Немецкий культурный центр приглашает всех желающих на презентацию своих программ.