Меню

Николай Суханов: Когда «Трактор» был другим

07.02.2014 13:29 10 (11722)


Наш собеседник Николай Суханов родился 24 января 1960 года в Челябинске. Воспитанник школы «Трактор» всегда отличался своим стилем игры — быстрым, дерзким, иногда жестким. За десять сезонов в челябинском клубе в роли нападающего Николай сыграл 320 матчей, в которых забросил 125 шайб. Сейчас он тренирует любительскую команду и с удовольствием ходит на все матчи «Трактора». О том, каким был хоккей восьмидесятых, Николай с удовольствием согласился рассказать «Вечерке».


— Николай Николаевич, как вы пришли в хоккей?
— Я жил в Ленинском районе и катался на коньках на озере Смолино. Однажды туда привез своих ребят Виктор Стариков, тренер в школе «Восход». Мы катались вместе, и он обратил внимание, что я здорово держусь на коньках, и позвал меня в спортивную школу. Так я и записался в хоккейную секцию. Правда, играл всего сезон, а потом пошел на отбор в школу «Трактора» — и меня взяли туда.

— И как, дебют удался?
— Не очень (смеется). Первый раз за «Трактор» я вышел на лед в Ленинграде против СКА. Тогда мы проиграли со счетом 3:7. А вот первый домашний матч был с киевским «Соколом», в нем я и забил свой первый гол.

— Это самый памятный ваш матч?
— Нет, самый запоминающийся — это, наверное, игра против московского «Динамо», которую мы выиграли со счетом 2:1. При счете 1:1 я уже на смену поехал, но партнеры отдали мне передачу. Я катился из последних сил и думал: «Брошу в сторону ворот и поеду на смену». Замахнулся-то сильно, но бросок не очень получился. А шайба Мышкину спокойно между щитков залетела. Так и получилось, что она для нас победной стала. Стадион так и ахнул тогда: «Динамо» в то время тоже непросто было обыграть, это сильная команда была.

— Был ли какой-нибудь хоккеист, с которого вы брали пример?
— Конечно, для меня как нападающего кумиром детства был Харламов, а в «Тракторе» – Шорин и Белоусов. Я смотрел за их игрой, даже движения и финты, которые они делали, повторял, манеру игры копировал.

— Что скажете о Белоусове и как об игроке, и как о тренере?
— Максималист до мозга костей. Сам на игре выкладывался и от нас того же требовал. И как тренер он такой же требовательный. Если ты работаешь с полной самоотдачей, то он доверяет тебе и в жизни, и на льду. А в целом — если что-то не получалось у него, кричал, ругался. Импульсивный человек, но это, наверное, ему и помогло стать тем, кем он сейчас является.

— Сильно отличался хоккей того времени от современного, от того, что сейчас ребята показывают на льду?
— Трудно сказать. Раньше хоккей был более быстрый, комбинационный, тактический. Двухметровых гигантов не было в командах, и все решала скорость. Сейчас у многих команд упор на силу и прессинг идет, но в «Тракторе» в последнее время намечаются тенденции именно к такому хоккею, в который играли мы.

— Какой в ваше время была мотивация игроков?
— Мотивация была простой — честь флага и любовь к хоккею. А еще негласной мотивацией команды было москвичей обыграть: ЦСКА, «Динамо», «Спартак». А вот с «Автомобилистом», например, уже не так интересно было. И болельщикам интереснее. Мы для них всегда и играли. Майки раньше простые были, только с номерами. А когда стали с фамилиями делать, то уже совсем стыдно проигрывать было.

— Сейчас в российском (да и не только в нем) хоккее много легионеров, как вы к этому относитесь? В ваше время ведь такого не было.
— Хоккеисты из других стран, безусловно, нужны. Но не какие-нибудь третьесортные, которых еще учить и учить. Контиола, Булис — прекрасный пример, они принесли в команду много полезного, и открещиваться от этого было бы глупо. Но у нас и свои воспитанники здорово играют – Антон Глинкин, Евгений Кузнецов, Андрей Костицин — это тоже надо учитывать. Главное ведь, не кто играет — а как.

— Как к вам относились болельщики? Полный стадион на игры собирался?
— Конечно. «Юность» была всегда заполнена до отказа, а это примерно три с половиной тысячи мест. Когда москвичи к нам приезжали, билетов практически не было, было сложно на матч попасть. Тогда рабочие после смены за командой следили. Бывало, даже на тренировки приходили. Ведь если видно, что команда старается, то и приятно смотреть. Болельщиков не обманешь, видят, как игроки настроены.

— В одном из сезонов в списке лучших бомбардиров СССР вы стали третьим — гордитесь?
— Конечно (смеется), как не гордиться?! За моим рейтингом тогда вся команда следила. Покупали «Советский спорт», ехали в автобусе и обсуждали это. Тогда я столкнулся с такими мастерами, как Крутов, Макаров, Родионов — было интересно с ними состязаться.

— Вы не думали стать тренером после окончания карьеры?
— Если честно, было желание играть как можно дольше. Когда я еще играл, меня приглашали в школу работать с детьми, но я отказался. А когда завершил карьеру в 38 лет, уже предложений не поступало, все места заняты были. Помогаю сейчас в любительской лиге. Мне нравится это, ведь жизнь фактически прошла в хоккее. Профессия-то у меня одна осталась, и на всю жизнь.

— То есть своей карьерой в целом вы довольны? Не кажется, что можно было большего добиться?
— В целом — доволен, конечно, хоть и есть некоторая неудовлетворенность. Но это все с моим импульсивным характером связано. Потому что из-за него мне приходилось пропускать матчи. Если бы не пропускал — то, конечно, больше бы забил. На мой взгляд, основная причина в этом. И в сборную страны, думаю, именно поэтому меня так и не позвали.
 

* * *
Что такое хоккей? Вид спорта, в котором две команды стараются поразить шайбой ворота противника, используя клюшки? Видимо нет. Для Челябинска хоккей — это нечто большее, и пока в нашем городе есть такие люди, которые уважают, ценят и берегут этот вид спорта, — он будет идти вперед.
 

Кстати
На зимних Олимпийских играх в Сочи нашу сборную будут представлять шесть воспитанников челябинского хоккея — «Трактора», «Мечела» и «Металлурга». «Черно-белыми» счастливчиками оказались Валерий Ничушкин, Вячеслав Войнов, «Мечел» представлен Антоном Беловым и Евгением Медведевым, а магнитогорский «Металлург» — Евгением Малкиным и Николаем Кулеминым. Многих удивило решение Зинэтулы Билялетдинова, тренера мужской сборной по хоккею, не включать в список игроков Евгения Кузнецова, но на то он и тренер — ему виднее. Сам Женя говорит об этом с легким оттенком грусти:

— Да я не глупый ведь, все понимал заранее. Понятно, что любой хоккеист в здравом уме надеется сыграть на Олимпиаде, вот и я мечтал. Но все справедливо, считаю: на Олимпиаду берут сильнейших. А этот сезон, скажем прямо, не очень-то у меня задался.

Едет в Сочи еще один челябинец, имеющий отношение к спорту, но не выступающий ни в одном из его видов, — Алексей Потрехалов (на снимке внизу), талисман «черно-белых», который на время проведения Олимпиады сменит привычный для себя костюм Белого медведя на наряд Снежного барса. Вот как комментирует это Алексей:

— В этом образе в Сочи я будут поддерживать подопечных Зинэтулы Билялетдинова. Если честно, я давно хотел стать талисманом олимпийской сборной России. Для меня было важно поддерживать именно хоккеистов, и моя мечта сбылась, спасибо оргкомитету Олимпийских игр!