Кто сделает мир чище?
Но уже можно с определенной уверенностью говорить, что «зеленые» идеи сегодня начала воспринимать молодежь. Как и почему, узнал корреспондент «Вечерки» у Максима Юхачева, председателя сразу двух экологических организаций — «Зеленый мир» и «Зеленая лига».

От увлечения — к работе
По словам Максима, «Зеленый мир» он с друзьями придумал на коленке. Собрались 12 студентов-единомышленников и решили: будем заниматься экологией. Был, конечно, прицел, что общественная работа послужит неким социальным лифтом. Это естественно. За молодых никто не будет думать, как пробиться в жизни. Но тогда, в 2010 году, студентов объединила настоящая проблема.
— Мы обнаружили нарушение пожарной безопасности на небольших автозаправочных станциях, — говорит Максим. — Обследовали 17 АЗС. О результатах написали в районные прокуратуры. В течение двух месяцев нас игнорировали. Но мы тогда делали первые шаги, не знали, что надо задействовать СМИ. Обращались повсюду, пока не вышла в одном издании маленькая заметочка. Это помогло. Нам сразу позвонил помощник прокурора. В результате проверки были закрыты три заправочные станции и двум хозяевам выдано предписание. Это был результат.
Сегодня «Зеленый мир» уже не студенческая организация. Она повзрослела на общественном поприще. Ребята с увлечением занялись работой. Например, выявляли несанкционированные свалки в Челябинске. Однажды в Калининском районе обнаружили большую свалку. Более 10 гектаров земли было завалено мусором, который простирался вплоть до жилых домов. Сигналы от «Зеленого мира» игнорировали долго. Полтора месяца ушло, а реакции от городской администрации — никакой. Потом сам сити-менеджер Сергей Давыдов распорядился ликвидировать свалку. Через три дня было уже чисто.
Не сливаться с проблемы
Судя по декларациям, молодые «зеленые» готовы реагировать на любую беду. Но вот нашла коса на камень. Не нравится им, оказывается, менталитет граждан. Прошу Максима пояснить.
— Люди не всегда хотят делать что-то сами, — отвечает председатель. — Они могут позвонить, написать, просигнализировать еще как-то. Но чтобы вся работа была сделана чужими руками. Вот поэтому мы говорим тем, кто к нам обращается: «Мы вам поможем, напишем все обращения, но вы не должны сливаться с этой тематики. Вы должны постоянно информации слать. Сходить сфотографировать, посмотреть, как дело идет, какие результаты. Нельзя оставлять проблему без контроля». Может, мы и не заваливаем все министерства и надзорные органы жалобами, но стараемся работать прицельно, потому что наши силы не безграничны.
«Зеленый мир» живет сегодня в социальных сетях и объединяет более трех тысяч единомышленников. Сеть легко объединяет. А кроме того, дает возможность быстро договориться о встрече, вступить в диалог, списаться, обсудить, обозначить то, что нужно делать.
В такой структуре председатель — фигура, конечно, «градообразующая», но при условии, что каждый занимается своим делом, особенно рулить не приходится.
— Я придерживаюсь принципа — не надо идти впереди всех, — отмечает Максим. — Конечно, время от времени возникают какие-то инициативы, проблемы. Тогда встаешь в первые ряды и начинаешь бороться.
«Зеленая лига»
— Что дает лига?
— Прямой культурный обмен, — говорит Максим. — Я самонадеянно недооценивал культурную основу. Думал, что дело можно сдвинуть за счет характера, дерзкими выходками. Именно культура требуется в нашей работе.
В Челябинске у лиговцев главным направлением считается общественный экологический контроль. В рамках этого проекта проводится обучение всех граждан, кто готов и желает что-то менять вокруг себя, бороться за здоровую окружающую среду. А для этого надо знать основы стратегии и тактики, чтобы противостоять всевозможным злодеям, покушающимся на природу.
— Нас поддерживает общество «Знание» Челябинской области, — делится Максим. — Вот ближайший семинар мы будем проводить там 18 февраля в 15.30. Мы проводим обучающие семинары. Рассказываем. Поддерживаем всех, кого научили. Помогаем отслеживать выявленные нарушения вплоть до полной ликвидации проблемы.
От простого к сложному
По мнению Максима Юхачева, самой большой проблемой у нас является свалка в центре города. Но с кондачка такие задачи не решаются. И к сожалению, в ближайшие годы от свалки не избавиться. Здесь нужно, чтобы многие факторы совпали.
— Во-первых, — уточняет Максим, — протестные настроения в обществе пока очень слабые. Власть обычно прислушивается к протестным группам, которые поднимают проблему и выходят на диалог. На данный момент у нас диалога не получается. Тихие разговоры в кулуарах, что да, надо что-то с этим делать. И все. Вопросы о раздельном сборе мусора ставили. Но дальше разговоров дело не идет, хотя есть удачный опыт в области. Причем разделение мусора является успешным бизнесом. В Кыштыме эта тема развивается, в Озерске. Ни единой копейки бюджетных денег не потрачено. Предприниматели считают это весьма перспективным. Мусор — это большие деньги. Когда приезжают к нам японцы и видят нашу свалку, они говорят: «Какие вы богатые люди».
Здесь надо двигаться от простого к сложному. Прежде чем создадут мусоросжигательные заводы, должны появиться мусоросортировочные станции в каждом промузле района. Для городского бюджета это было бы выгодно. Такой способ может сократить поступление мусора на свалку на 75 процентов. А у нас до сих пор нет нужных законов, чтобы пустить предпринимателей на переработку мусора.
Спрашиваю Максима: экология и бизнес — совместимые виды деятельности?
Он отвечает:
— Есть опыт иностранных организаций, которые живут не на членские взносы, они зарабатывают сами. У нас пока не дошло до этого. А противодействие этому можно легко встретить.
Береговая линия
У «зеленых» не принято получать повестку дня сверху. Она сама приходит снизу, от граждан. И все-таки выясняется, что заниматься экологией совсем не просто. Как признается Максим, нужно какими-то методами поддерживать у ребят интерес к этому делу. Кто-то уходит из движения. Однако те, кто прошел путь молодого бойца и знает, что и как можно сделать, передают свой опыт другим ребятам. Идет смена.
— Сегодня за очень сложные дела мы не беремся, — признается Максим. — Взялись однажды за ЧЭМК и поняли, что он нам пока не зубам. И начали действовать от простого к сложному. Начали со свалок, дошли до строительства и захвата береговой линии у озер. Это проблемы, с которыми можно работать. Тема актуальная, между прочим, еще немного — и граждане могут лишиться последних чистых озер в области. Ведь сегодня к берегу не подойдешь: кругом заборы.
В прошлом году мы выявили 80 гектаров свалок. Очищено от них около 60 га. Некоторые активисты убирали сами. Практикуем мини-субботники. Обычное дело, когда наши активисты приехали на отдых. Видят: поляна завалена бутылками. Тут же достали пакеты и все убрали.
В мегасубботнике мы участвуем, но без плакатов. Нам пиар не нужен.
— В акциях по очистке Миасса вы участвуете?
— Реку Миасс чистить надо по-другому, не один участок с рекламной целью, а по-настоящему. Хорошо бы учредить гранты общественным организациям, которые бы занимались постоянно субботниками или рекой. Ведь требуется очистка дна, берегов в черте города. И денег здесь много не надо. Все дело в подходе.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Держим под прицелом озеро Кисегач в Чебаркульском районе. Там строительная компания «Легион» решила построить что-то вроде коттеджного поселка. Решение предыдущего губернатора, Юревича, пока не позволяет им начать масштабные работы. Но «Легион», по нашим данным, пытается обойти запреты. Уже обратились к и. о.губернатора Дубровскому. А мы думаем, что лучше оставить озеро в нетронутом виде. Это наша линия.
Фото Вячеслава НИКУЛИНА
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»