Меню

*****

В Челябинск всего на месяц приехала Мария Магдалина с сестрой

29.01.2014 11:52 7 (11719)
Год культуры в Челябинске стартовал на удивление презентабельно: в музее искусств на всеобщее обозрение выставили картину самого Рубенса! Событие уникальное для глубинки вдвойне, ведь ни один провинциальный музей в России не обладает подобным сокровищем.
 
 

Городской бюджет за шесть лет


За исключением разве что Ирбитского музея, в архивы которого шедевр попал совершенно случайно по причине того, что его долгое время считали копией. А так бы не видать Рубенса провинции от Москвы до самых до окраин. Вот благодаря инициативе ирбитян челябинцы и увидели Марию Магдалину и сестру ее Марфу, причем увидели самыми первыми. И все присутствующие сразу же окрестили это событие знаковым.

— Событие неординарное, такое происходит далеко не каждый год, и даже не каждое десятилетие, — уверял на открытии самый культурный министр Южного Урала Алексей Бетехтин.

— Последний раз к нам Рубенса привозил Пушкинский музей, это было в 1989 году, получается четверть века назад, — удивлялся директор Челябинского музея Станислав Ткаченко.

— Нам приятно такое внимание со стороны прессы, далеко не всегда такое случается, — признавался директор из Ирбита Валерий Карпов.

— Рубенс вместе с Рембрандтом входит в пятерку самых известных в мире художников, — качает головой Ткаченко.

Журналисты бойко интересовались подробностями перевозки: расстояние в 415 км картина преодолела вполне благополучно.
— Был один участок дороги, плохой, я очень боялся, что в результате тряски произойдет отслоение грунта, все-таки через четыре года ей исполниться 400 лет! — рассказывал Валерий Карпов, который лично сопровождал высокую гостью в поездке. — К сожалению, спецфургонов для перевозки подобных грузов у нас нет, мы ее везли в ящике со специальной упаковкой, утеплителем, потом по приезде ее всю ночь не распаковывали, чтобы она привыкла к температуре помещения.

— Не волнуйтесь, у нас хорошие климатические условия, — убеждал Ткаченко. — Стабильная температура 20 градусов и влажность 40 процентов, можно сказать, здоровый микроклимат.
Страховую стоимость называть не стали, хотя вопрос интересовал все СМИ.

— Большая, — однозначно ответил Карпов.

— Примерно шестилетний бюджет всего города Ирбита, — пошутил Ткаченко, но, как известно, в каждой шутке есть лишь только доля шутки.
 

Меняем копию на подлинник


История картины длинна и запутана. Первым известным владельцем полотна был петербуржский профессор Александр Якобсон, богатый известный врач, который имел целую коллекцию. В 1931 году потускневшее от времени произведение оказалось в Эрмитаже с пометкой «копия» (считалось, что подлинник хранится в Художественно-историческом музее Вены). Только благодаря этому «Магдалину» отослали в Ирбит, где она пролежала в фондах долгие 36 лет, пока реставраторы не занялись работой и не признали кисть самого Рубенса. Вместе с мастером над полотном потрудились и его ученики — Антонис Ван Дейк и Якоб Йорданс.

— Это была обычная практика в то время: мастер делал эскиз на холсте и отдавал его ученикам, а на последнем этапе корректировал черновик, доводил его до совершенства, — объясняет Валерий Карпов.

Подлинность картины подтвердили эксперты из Государственного научно-исследовательского института реставрации. Специалисты проверили все: краски, холст, грунт — все из того времени, начала 17 века.

После реставрации картину поместили под пуленепробивамое стекло, облачили в итальянский багет, который заказывали специально. В таком виде она и предстала перед челябинцами. Публики, собравшейся на вернисаж, оказалось заметно меньше, чем у Никаса Сафронова, зато и случайных людей, пришедших просто поглазеть, не было. Когда бархат, закрывавший полотно, убрали, сначала в стекле сильно бликовали лампы, так что заслонили собой картину. Сменив дислокацию, долго всматриваюсь в лица Магдалины и Марфы. Что-то удивительно притягательное в картинах старых мастеров: они окутывают своей атмосферой, вливают свое настроение, успокаивают душу.

— Вот и правильно, эту картину нужно рассматривать, разглядывать долго, без спешки. Поверьте, она того стоит, — улыбается Станислав Олегович и советует на прощание: — Приходите еще.

Для интересующихся сообщаем: хоть картину нужно разглядывать без спешки, но лучше процесс посещения музея не затягивать — шедевр Рубенса пробудет в Челябинске только месяц. Его уже ждут в Уфе и других городах.
 

Фото Наиля ФАТТАХОВА.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other