Меню

Конкурс для будущих Паганини и Ростроповичей. Академия культуры затеяла новый грандиозный проект

29.01.2014 11:46 7 (11719)


— Приходи, надо исправить вселенскую несправедливость, — интригующее приглашение от дирижера челябинской «Классики» попало точно в цель. Журналистский азарт придал заметное ускорение, и, несмотря на крепчавший час от часу мороз, через полчаса мы уже заговорщически разбирали план грядущей революции.
 
 

Личный интерес при дружеской поддержке


— Ну как это так? — Адик Абдурахманов в эмоциональном порыве «нарезает» круги в гримерке, поскольку места маловато, и порывисто садится на стул. — Конкурс народных инструментов имени Липса у нас в области есть, фортепианный имени Нейгауза тоже проводят, «Уральские фанфары» — тот вообще самый старейший на Южном Урале, а вот струнники обижены, у них своего конкурса нет! Точнее, не было.

— Теперь эта несправедливость исправлена, и когда же стартуют струнные состязания?
— 3 февраля. Первый же конкурсный день будет ударным: сначала пройдет открытие, жеребьевка и концерт, в котором примет участие знаменитый скрипач Граф Муржа.
Как признался (причем совершенно добровольно) инициатор и организатор, идея бродила в музыкальных кругах давно, лет 20, а то и больше, но вот почему-то ее подхватил не скрипач и не альтист, вообще не струнник, а духовик Адик Абдурахманов.

— А ваш-то интерес в этом какой? — пытаю собеседника.
— Личный. У меня оркестр какой? — Струнный. Нашему коллективу нужны хорошие исполнители, молодые кадры, а конкурс — прекрасная возможность найти таких. До сих пор жалею, что три года назад этим вопросом не озаботился. Тогда в академии был прекрасный выпуск струнников, их расхватали, что называется, как горячие пирожки. Но я был занят другими проблемами, поздно спохватился — они все разъехались.

— А деньги-то, деньги где взяли? — давлю на больную мозоль. — Найти у нас в Челябинске спонсоров — это нечто нереальное.
— В Москве проще, — соглашается Адик. — Нам помог Юра Адищев. Он сам музыкант, учился в Челябинске, работал в нашем оперном театре, кстати, ездил с нами на гастроли в Австрию, так вот он нам помог. Ну, а главные расходы взяла на себя академия — спасибо Владимиру Яковлевичу (Владимир Рушанин, ректор ЧГАКИ. — Авт.), он нашу идею поддержал.
 

Продолжать традиции


С тайными и явными мотивами разобрались, теперь по существу. Новый конкурс не совсем обычный: к творческим состязаниям допускаются музыканты самого разного уровня — от 12-летних школьников до солистов-исполнителей. Конкурсанты разбиты на шесть возрастных групп. Плюс к этому будут прослушиваться и ансамбли.

— Конечно, в Европе существуют подобные конкурсы, но в нашем регионе, пожалуй, нет. И это несправедливо! — музыкант качает головой — У нас в Челябинске всегда была сильная струнная школа, замечательные педагоги, которых помнят до сих пор: Миневич, Фишман, Рахмилевич, Волгин работал, кстати, он должен был приехать в жюри, но не получилось.
Впрочем, состав жюри и так весьма впечатляет: председатель — Граф Муржа. Он приезжал с Денисом Мацуевым на фестиваль и охотно откликнулся на предложение.
— Приглашали Марка Дробинского, замечательного виолончелиста, но он признался, что ему уже тяжело сидеть целый день на прослушиваниях, все-таки возраст. Должна была приехать Дора Шварцберг, мы очень рассчитывали на ее мастер-класс, увы, тоже не получилось. Зато приедет Алексей Людевиг из Питера, лауреат всевозможных конкурсов, одно время работал во Франции — в Тулузе, Лионе, франкоязычной швейцарской Лозанне, сейчас преподает в Петербурге. Вот он мастер-класс и покажет, — частит Абдурахманов.
Мастер-классы — это еще одна составляющая конкурса. Их намечено целых пять. Все члены жюри непременно продемонстрируют педагогическое мастерство.
— Это скорее даже открытые уроки. Нам хотелось бы, чтобы возникло какое-то обсуждение, общение, педагоги задавали вопросы, мастера отвечали…
Ну и наконец, ко всеобщему удовольствию, концерт лауреатов.
 

От Москвы и до Китая


Программа конкурса получилась весьма насыщенной. На все про все — четыре дня. С торжественными церемониями затягивать не стали, после концерта сразу начнется прослушивание.

— Если честно, мы не ожидали такого количества участников. У нас более 100 заявок из 20 регионов: Москва, Питер, Ханты-Мансийск, Алматы, Сургут, Астана, даже из Китая двое музыкантов приедут, правда, участвовать будут уже в старшей, взрослой группе.

— Из Челябинска есть заявки?
— Да, конечно, мы тоже готовим своих ребят. Одна девочка из академии будет играть соло, а также выставляем квартет и камерный ансамбль. Из института искусств заявились ребята. Наши музыкальные школы тоже примут участие, я знаю, что из 8-й будут виолончелисты, ученики нашей знаменитой Риммы Сибиряковой, из других ДШИ.

— А из «Классики» кто-то заявился на конкурс?
— Да, желающие есть. Начнем прослушивание с малышей, потом студенты и исполнители.

— И каковы шансы челябинцев? По составу учреждений весьма представительный конкурс получается.
— Нужно слушать. Своих мы, конечно, прослушали, но тех, кто приедет, совершенно не знаем, поэтому трудно делать прогнозы.

— Элемент случайности присутствует? Бывает, что даже сильные конкурсанты из-за какой-то мелочи теряют баллы.
— Это чаще случается в младших группах, среди учеников. Взрослые исполнители, как правило, уже имеют неплохой опыт подобных конкурсных выступлений и определенную закалку, как говорится, они уже прошли огонь, и воду, и медные трубы, поэтому таких уж криминальных сбоев не бывает.
 

На старт!


Словом, в добрый путь и попутного ветра. Творческие конкурсы — дело хорошее, а судя по количеству заявок, и востребованное. Дай бог, чтобы у академии хватило сил.

— Конкурс будет ежегодным?
— Скажем, регулярным, ежегодным слишком проблематично. Скорее всего, мы будем проводить его раз в два года, чтобы чередовать с конкурсом пианистов, к примеру. Но он должен быть периодическим, чтобы люди знали об этом, прогнозировали и готовились. Мы уже вступили в Ассоциацию международных конкурсов, так что работа на перспективу ведется, но сейчас самое важное, чтобы ребенок родился, а потом уже будем его воспитывать и развивать.
 
3 февраля в 12.00 в ЧГАКИ состоится торжественное открытие

I Международного конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах и концерт, в котором примут участие известные исполнители Граф Муржа (скрипка), Алексей Людевиг (альт) в сопровождении камерного оркестра «Классика». 6 февраля в 12.00 в концертном зале имени Прокофьева — концерт лауреатов конкурса
и церемония закрытия.