Меню

Призрак в молодежном театре и рецепт ее молодости

24.01.2014 08:45 6 (11718)


Чем удивлять будете?

Едва переведя дух после новогодних утренников, артисты молодежного театра заступили на новую вахту: сейчас в театре репетируют сразу две постановки и на всех парах мчатся к первой премьере 2014 года, опережая всех своих коллег по творческому цеху. Что же увидят театралы «первым номером программы» и сколько успеет театр до конца сезона? Об этом «ВЧ» рассказал главный режиссер молодежного театра Михаил Филимонов.

Для начала споем…

Оба текста, которые сейчас находятся в работе, весьма популярны. Пьеса Чапека «Средство Макропулоса» прославилась у массовой публики сначала благодаря спектаклю с Марцевичем, Весником и Нелли Корниенко в главной роли, а затем благодаря музыкальному фильму, в котором запевала Гурченко в ансамбле с Джигарханяном, Абдуловым, Ромашиным, Шакуровым и Олегом Борисовым. Песенный вариант больше приглянулся и приме челябинского театра, решившей также попробовать это средство в честь собственного 55-летия, — Ольге Теляковой. Однако это не будет банальным повтором известной киноленты. В театре пошли другим путем: «Средство…» переименовали в «Дело…» и собираются «открыть» его аккурат 14 февраля, в День всех влюбленных.

— Редакцию для челябинского коллектива сделал местный драматург Константин Рубинский, для этого ему пришлось сократить текст практически вдвое, а главное — написать тексты песен, — рассказывает Михаил Евгеньевич.

Музыкальные спектакли в бывшем ТЮЗе ставят много и с удовольствием, публике нравится, к тому же петь и плясать есть кому. Поставить чешский шедевр на челябинской сцене пригласили режиссера из Белоруссии. Сусанна Цирюк уже известна местным театралам, и как раз по музыкальным спектаклям. В Челябинске она сделала уже три постановки, которые благополучно идут на сцене филармонии. Последний опус — мюзикл «Виват Геркулес!» даже собираются на Олимпиаде в Сочи показывать.

С молодежным театром Сусанна попробует посотрудничать впервые. Для поддержки она привезла с собой питерского композитора Владимира Баскина, который написал музыку к «Геркулесу». А вот сценографом выступает и вовсе культовая личность — Сергей Александров, оформивший тот самый «Балаганчик» в Камерном театре, который получил Гран-при фестиваля «Сцена-2012».

А потом попугаем

Сразу после музыкальной премьеры труппа «ударится» в мистику. Не менее известное «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда начали репетировать еще по осени.

— К Новому году хотели поставить, — объясняет главреж. — Не получилось, возникли проблемы с переводом, документацией — пришлось отложить, но ничего, наверстаем.

— И что же это будет по жанру?
— Настоящий ужастик! Для больших и маленьких.

— Как пугать собираетесь?
— Вот сразу и раскрой вам все секреты, — улыбается Михаил Евгеньевич.

— Ну не все, хотя бы чуть… — складываю бровки домиком. — Вы же мастера по части привидений. Маленькое привидение, Плуфт, у вас уже было? Баба-яга, хоть и маленькая, тоже нечисть… Как сыграть привидение, у вас знают, и с мистикой были опыты.
— Вот как раз, как сыграть привидение, никто не знает. А мистика — будет: и нереальные появления, и пляска скелетов, и летающие кандалы. Но страшные сцены по большей части будут связаны не с главным героем — Привидением, а с теми испытаниями, которые он вместе со своей спутницей, девочкой, вынужден будет пройти. Все, больше не скажу, — машет руками режиссер. — Оставим хоть часть сюрпризов для зрителей.

Мучительные запятые

— Откуда взяли инсценировку?
— Сами сделали — профессор Плехановской академии Александр Шитов и я. Потратили уйму времени, сделали вариантов пять, представляете?

— А что не устраивало?
— То запятую не там поставили, то «замените на синоним», словом, сложности скорее технического характера, нежели творческого.

— Чем же вам приглянулась эта история?
— Привлек неожиданный сюжетный пируэт, который мне кажется очень современным. Нынешнюю молодежь, действительно, трудно напугать какими-то призраками. Для них это давно стало развлечением. И у автора это прекрасно показано. А ведь для самого Привидения это настоящая трагедия. Пугать людей — в этом смысл, а если не получается, значит, оно не имеет права на существование. Ну и главная мысль: во все времена есть место для снисхождения. Интересен и главный герой. Обычно это всегда положительная личность, а здесь все наоборот. И тем не менее девочка же помогает ему. В принципе мы все несовершенны, нужно быть готовыми понять и помочь другому.

Планы далекие

Две премьеры — это еще не все, до конца сезона в «молодежке» планируют успеть поставить все четыре! После истории про злоключения призрака поставят сказку «Прошка и северное сияние».

— Будет работать Ольга Устинова, молодой режиссер, ока заканчивает Щукинское училище. В нашем театре это уже третья ее постановка: она делала спектакль «Рыжая компания» и вот последнюю новогоднюю историю про гномов. И кстати, в Озерске у нее еще одна серьезная работа — по пьесе Лорки «Дом Бернарды Альбы».

Под занавес сезона собираются выпустить эксклюзив: пьесу румынского автора Матея Вишнека «Машина Чехов» вряд ли кто знает, хотя в основе как раз всем известные «Три сестры» и «Вишневый сад». При этом румынский драматург пытается представить русского коллегу в несколько ином свете — как родоначальника театра абсурда. Уже интересно. Пьеску написал в 2005-м, на русский ее перевели только в девятом, а теперь вот и поставить попытаются.

— А «Билокси-блюз» (пьеса Нила Саймона. — Авт.), о котором давно мечтаете?
— Отправили два письма наследникам — ответа нет. Так что ждем.



Личный врач императора Рудольфа Второго изготовил для стареющего монарха эликсир, продлевающий жизнь и молодость на 300 лет. Но император приказал врачу сначала испытать эликсир на своей дочери. Так Элина Макропулос стала бессмертной.



«Кентервильское привидение» — первое прозаическое произведение Уайльда. Богатая американская семья покупает замок в Англии с привидением. Американские дети ничуть не боятся призрака и даже издеваются над ним. А девочка решила спасти несчастного и пройти с ним все испытания, чтобы расцвело сухое дерево и исполнилось предсказание.