Меню

«Деньги в мире распределены справедливо, их всем не хватает»

24.01.2014 08:33 6 (11718)


 
Этой фразой американский мультимиллионер Росс Перо, видимо, попытался как-то оправдаться перед историей за свое богатство — на фоне всеобщей бедности. Или, как минимум, отшутиться.

Сегодня в России ситуация с зарплатами настолько запущена, что ответственным за создавшееся положение уже не удастся ни отшутиться, ни оправдаться. На «золотой парашют», выделяемый при увольнении какому-нибудь топ-менеджеру, можно целый год содержать население рабочего городка. Но топ-менеджеры никого не собираются содержать. Они предпочитают покупать виллы в Швейцарии и яхты шириной в океан.

От топ-менеджеров не отстают и депутаты. Не все из них, кстати, считают такую ситуацию справедливой. Критикуя коллег, лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказался с предельной прямотой: «Сейчас повышают зарплату в два раза... Сиди, ничего не делай — 300 тысяч рублей, весной уже будет 400 тысяч, полмиллиона — и балдей, ничего не делай».

Между тем минимальная зарплата у нас составляет 5025 рублей. К сожалению, она не просто минимальная. Она является реальной для многих жителей российской глубинки.

Людям приходится выживать за счет натурального хозяйства и за счет работы в теневом секторе. Вся страна «уходит в тень». При этом растут тарифы ЖКХ и общественного транспорта, растут цены на все, включая предметы первой необходимости. Цена жизни зашкаливает, а качество падает.

Можно сколько угодно критиковать уровень школьного образования, медицины или госуслуг — но как требовать усердия от людей, которым приходится работать практически бесплатно?

Еще при советской власти Жванецкий горько шутил: они делают вид, что платят нам зарплату, а мы делаем вид, что работаем. С тех времен ситуация стала намного хуже. Ситуация стала катастрофической.

Потому что сегодня минимальная зарплата находится не просто ниже уровня бедности. Она находится ниже уровня выживаемости. И разумеется, она значительно ниже тех норм, которые рекомендованы для стран, входящих в ВТО (а значит, и для России). Так, Международное бюро труда установило минимальную норму $3 в час, а Европейский комитет по социальным правам требует, чтобы минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составлял 60 процентов от средней зарплаты по стране.

Для России обе рекомендации сходятся на одном значении — 100 рублей в час.

Именно такую минимальную зарплату предполагается установить в нашей стране согласно новому законопроекту. Авторы законопроекта депутаты от партии ЛДПР Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов указывают, что при стандартной 40-часовой рабочей неделе человек будет получать в месяц не меньше 16 500 рублей, что как раз и составит примерно те самые 60 процентов от средней зарплаты по стране (27 605 рублей).

Это, кстати, не значит, что должны вырасти штрафы: их предлагается исчислять в нынешних «МРОТах» (5025 рублей). Согласитесь, если для штрафа эта сумма годится, то для выживания — практически нет.

Понятно, что в Европе нормы значительно выше. Например, в Германии эти нормы выше в четыре раза. Также понятно, что «средняя зарплата» сродни «средней температуре по больнице»: уже упомянутые топ-менеджеры, на месячную зарплату которых иные граждане могут жить несколько лет, тут неплохо «поучаствовали». Было бы справедливо, если бы все эти «летуны на золотых парашютах» поучаствовали — пусть невольно — и в повышении МРОТ. Ведь для этого потребуется серьезная сумма — 240 миллиардов рублей. И хорошо бы не разгонять печатный станок, а просто ввести наконец в России прогрессивный налог, как это сделано в той же Европе.

Впрочем, что такое 240 миллиардов рублей с точки зрения бюджета? Это меньше, чем ежегодно вывозят из страны гастарбайтеры. И по некоторым предположениям, вообще копейки в сравнении с суммами, которые воруются на строительстве олимпийских объектов.

Значит, для реализации предложения ЛДПР деньги найти можно. Нужно лишь, чтобы наши власти наконец осознали масштабы катастрофы. Осознали, что основное богатство страны не газ или нефть. Основное богатство любой страны — это населяющие ее люди.

И это богатство Россия стремительно теряет.