Меню

Зона отчуждения

24.01.2014 08:26 6 (11718)


Казалось, еще совсем недавно увидеть курсантов на улицах Челябинска — привычное дело, ведь в столице Южного Урала было целых три военных вуза: Челябинское высшее военно-командное училище (танковый институт), Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (военный институт) и высшее военное авиационное командное училище штурманов. Сегодня из них остался только последний, остальные легким росчерком пера бывших министров обороны России Сергея Иванова и Анатолия Сердюкова были ликвидированы. Но каждый выпускник помнит свою альма-матер, а преподаватель — любимый вуз, поэтому каждый год они приезжают со всех концов России и стран СНГ, чтобы встретиться друг с другом и вспомнить курсантские годы.

20 января такая встреча прошла среди выпускников и преподавателей автомобильного училища. Самой обсуждаемой темой стала судьба территории и зданий училища.

Поводом снова поднять этот вопрос стала серия видео выпускника автомобильного училища Александра Ивановского, размещенная им в социальной сети. На отснятых кадрах запечатлен его родной вуз в нынешнем состоянии — запустении, разрушении, разорении. В умывальных — застывшая вода, хлеставшая из труб и кранов, разбросанные приборы в лабораториях, перевернутые кровати, парты, всюду осколки выбитых стекол, а в одной из комнат вообще спит бомж.

— Когда я зашел на территорию училища, я был в шоке от увиденного. С собой была видеокамера, и я решил все это заснять. Я думал, что все убрано, закрыто, а на деле оказалось, что стекол в окнах нет, все разрушается, перед входом в главный учебный корпус лежит куча железа, и видно, что в зданиях был погром. Судя по фотографиям, которые можно найти в социальных сетях, он был еще в 2011 году. То есть все выносилось не окольными путями, а через центральные двери. На заборе через один-два пролета нет военных звезд: их срывают и тоже несут в металлолом. В связи с этим у меня есть несколько вопросов: кем все это было организовано и почему до сих пор эти вопросы задаем только мы, а не прокуратура? У меня как выпускника все это вызывает в душе боль и обиду.

Как оказалось, в неведении находился не только Александр. Никто из остальных выпускников и сотрудников бывшего училища также не знал о настоящем положении дел. Увиденное повергло их в шок.

— Когда я увидела фильм выпускников, я прильнула к экрану монитора и не могла оторваться до самого конца, — делится своими впечатлениями бывшая заведующая лабораторией на кафедре физики и химии Татьяна Заруба. — Я была в шоке. Видела свои 21-ю и 28-ю аудитории: все на полу валяется, все разрушено. А ведь прежде чем мы в сентябре сдали ключи, нас заставили навести порядок, все перемыть, расставить все приборы, оставить гардины, шторы и все закрыть. Среди приборов моей лаборатории были такие, стоимость которых доходила до 100 — 200 тысяч рублей. Нам обещали, что будет обеспечена сохранность всего. Моему сыну 16 лет, и сегодня его первый раз вызвали в военкомат, и вот я думаю: такой армии можно доверить своих детей, если ей не нужно собственное имущество?

По рассказам Татьяны Ивановны и других преподавателей, когда их курсантов переводили доучиваться в Омское танковое училище, в котором сегодня остался единственный факультет по подготовке военных автомобилистов, им не разрешили взять с собой ни одной книги или энциклопедии. И ладно, если бы новейший библиотечный фонд специальной литературы передали кому-то. Его просто отправили в макулатуру.

Обрыв на пике развития

В 2009 году Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище было признано лучшим военно-учебным заведением в системе главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ.

— В 1964 году моего отца назначили начальником училища, и с 11 лет я все свободное время находился в этом училище, — вспоминает бывший преподаватель вождения автомобиля на кафедре эксплуатации Юрий Зюбко. — Я помню времена, когда территория этого училища была намного меньше. Тогда практически половину территории занимал батальон связи, потом училище стало высшим военным учебным заведением, затем инженерным, то есть в течение последних десятилетий училище выросло, стало одним из лучших военных учебных заведений России.

Здесь готовили инженеров по эксплуатации и ремонту автомобильной техники и гусеничных машин — командиров подразделений (автомобильных, ремонтных, эвакуационных, материально-технического обеспечения), а также начальников автослужб военных частей. В любой современной армии 95 процентов вооружения установлено на колесном или гусеничном шасси. Для обслуживания, ремонта, поддержания в боевой готовности этого хозяйства необходимы высококвалифицированные специалисты. У нас их готовили лучше всех. Но 1 октября приказом министра обороны от 20 июля 2010 года № 990 ЧВВАКИУ ликвидировано.

— Училище было гордостью города, Вооруженных сил, — вспоминает бывший преподаватель вождения автомобиля на кафедре эксплуатации Юрий Зюбко. — Специалисты-автомобилисты всегда были нужны в армии. В каждом полку есть автомобильное подразделение. Даже сегодня вся военная техника базируется на автомобильных шасси, и наши ребята как раз и обучались эксплуатации такой техники. В нашей истории уже был опыт, когда нам сказали, что автомобилистов можно готовить где угодно, и на базе еще тогда действующего нашего танкового училища решили подготовить одну роту. Они взялись за это дело, но не смогли. Казалось бы, родственные специальности, но программа настолько отличалась, что в конечном итоге ребят передали нам.

Сегодня в России нет ни одного военного автомобильного училища, единственное место, где готовят военных автомобилистов, — факультет на базе Омского танкового училища.

Военная выправка

У училища была своя богатая история и традиции. Здесь не только готовили специалистов, но и воспитывали в курсантах порядочность, чувство патриотизма, чести, долга, прививали дисциплинированность.

— Эти качества не пропагандируют нигде, — говорит выпускник Александр Ивановский. — Да, у нас была строгая дисциплина. Но годы, проведенные в училище, одни из лучших в жизни каждого выпускника. Мы все мечтаем хотя бы на один день вернуться в то время, когда мы были курсантами. И даже сейчас, будучи гражданским человеком, я все равно в душе курсант Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища и навсегда им останусь.

С самого детства мальчишки мечтали поступить в этот вуз. Здесь учились и работали целыми династиями. Выпускники челябинского автомобильного — это большое многонациональное братство. Бок о бок здесь учились литовцы, латыши, украинцы, казахи, узбеки, русские и многие другие. И в какую бы точку земного шара ни послала их судьба, они всегда помнят свой второй дом, стараются навестить его, а если не получается, обязательно узнают через товарищей, как у него дела.

Забытое наследие

Разоренный военный городок бывшего автомобильного училища — это не просто покинутая всеми территория, а забытый государством памятник истории и архитектуры, которому в декабре 2013 года исполнилось 100 лет. Подполковник в отставке Геннадий Канинский в своем историческом исследовании пишет: «Военный городок «Красные казармы» был построен в Челябинске в 1912 — 1914 годах и официально введен в строй 9 декабря 1913 года, в день праздника ордена Святого Георгия, с момента освящения полковой церкви — храма Богоявления Господня (ныне — кинолекционный зал). Городок был построен на одном из самых высоких мест, на так называемой Симеоновской горке северо-западной окраины города, у пересечения Западного бульвара (ныне Свердловский проспект) и Северного бульвара (ныне улица Калинина). Архитектурный проект казарм выполнил челябинский инженер Аркадий Андреевич Федоров. Об архитектурном стиле комплекса Красных казарм не сложилось единого мнения. По одним сведениям, это «эклектика с элементами модерна и преобладанием мотивов псевдорусского стиля», по другим — так называемый «арсенальный барокко». Однако все специалисты едины во мнении, что архитектурный комплекс военного городка «Красные казармы» является замечательным образцом военной архитектуры рубежа ХIХ — ХХ веков. Военный городок представляет собой комплекс одно- и двухэтажных зданий из красного неоштукатуренного кирпича, включающий штаб, казарменные, административные, хозяйственные, вспомогательные постройки и полковую церковь».

— Красные казармы были построены перед Первой мировой войной как казармы 196-го Инсарского пехотного полка. После войны здесь располагались различные воинские части русской армии, а с 1944 года до 2010-го — наше военное автомобильное училище. В истории Челябинска XX века казармы сыграли исключительную роль, особенно в самые драматические, переходные моменты, когда решался вопрос о власти в городе. Здесь были и маршал Жуков, и маршал Тухачевский, и адмирал Колчак, и многие другие. Всегда это была территория воинских частей, и не хотелось бы, чтобы это замечательное место использовалось для каких-то иных целей, — говорит Геннадий Георгиевич.

Футбол по телефону

Мы решили выяснить, кому сегодня принадлежит территория бывшего автомобильного училища. Выяснилось, что Министерству обороны Российской Федерации. В Центральном военном округе нам сказали, что училище на территории округа им не подчиняется. И так как само учебное заведение уже расформировано, сейчас можно говорить только о военном городке, которым заведует Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Минобороны (Екатеринбург), куда и посоветовали обратиться. В этом ведомстве, советуя позвонить то в один отдел, то в другой, никакого дельного ответа на вопрос о судьбе территории бывшего военного вуза так и не дали.

Год назад последний начальник автомобильного училища, а ныне исполняющий обязанности вице-губернатора Игорь Мурог направлял министру обороны Сергею Шойгу письмо с предложением возобновить работу вуза или передать его на баланс региону. Однако прошел год, а ответа так и не последовало. Кроме того, на территории училища предлагали создать автобронетанковое училище, кадетские корпуса, центр допризывной подготовки и проводить военные сборы, отдать часть территории ДОСААФ, перевезти сюда военный госпиталь, но все предложения Минобороны отвергает.

Преданность родным пенатам

Преподаватели и сотрудники училища готовы вернуться в родные стены в любой момент. Они даже готовы прийти в здания, чтобы просто навести порядок. Несмотря ни на что, выпускники, преподаватели, командиры училища каждый год собираются возле него, чтобы встретиться и вспомнить былые времена. В этом году автомобильному училищу исполнилось бы 70 лет. В День военного автомобилиста, 29 мая, все, кто так или иначе был связан с бывшим военным вузом, соберутся на плацу, чтобы отпраздновать эту круглую дату.

Более того, инициативная группа выпускников и преподавателей решила подготовить коллективное письмо с просьбой о восстановлении Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища. Как говорится, надежда умирает последней.
 
Фото Александра ИВАНОВСКОГО.