Меню

Тоннели забвения

24.01.2014 07:56 6 (11718)


Уже 20 лет в столице Южного Урала строится метрополитен, но когда именно первые пассажиры спустятся под землю, неизвестно.

Чтобы достроить и запустить первую линию челябинского метро в соответствии с новым проектом, необходимо в общей сложности 75 миллиардов рублей. Именно такая сумма была озвучена в минувшую среду на заседании комитета по строительной политике Законодательного собрания Челябинской области.

На сегодняшний день на строительство метро в южноуральской столице выделяются средства лишь из областного бюджета в сумме порядка одного миллиарда рублей, федеральной поддержки нет.

Из выделяемого областью миллиарда рублей порядка 180 миллионов направляется на обеспечение без-опасности уже проведенных работ, поскольку туннель постоянно подмывается грунтовыми водами, а кое-где уже требуются эксплуатационные затраты, остальные средства тратятся на прохождение до станции «Торговый центр».

Напомним, первая ветка метро по проекту составляет 40 километров, предполагается, что она свяжет два отдаленных друг от друга городских района — Тракторозаводский и Северо-Запад, при этом подземное движение должно проходить через центр города. В общей сложности планировалось открыть пять станций, первая очередь: «Комсомольская площадь» — «Площадь Революции» — «Торговый центр».

За 20 лет строительства челябинского метрополитена построено лишь порядка 35 процентов, а потрачено более восьми миллиардов рублей, при этом почти шесть миллиардов — из средств областного бюджета и чуть более двух с половиной миллиардов рублей — за счет федерального финансирования. Но с 2009 года федеральное финансирование в регион не поступает. В прошлом году на строительство подземной магистрали под Челябинском из областного бюджета было выделено чуть более миллиарда рублей, но в силу разных причин освоена лишь половина этих средств.

В настоящее время, по словам первого заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Сергея Сихарулидзе, чтобы закончить строительство первой очереди, необходимо четыре года и пять-шесть миллиардов рублей ежегодного стабильного финансирования.

При этом проходческий комплекс «Ловат», который приобретался специально для прохождения конкретных участков грунтов, сейчас в аварийном состоянии. Комплекс в настоящее время находится под проспектом Ленина в районе улицы Российской на глубине 32 метров. Чтобы его отремонтировать, требуется около 130 миллионов рублей.

— Можно отказаться от проходческого комплекса, но затраты по изыманию его из-под земли, с учетом перекрытия проспекта Ленина и улицы Российской, выноса коммуникационных сетей, создания котлована, чтобы достать «Ловат», составят примерно 180 миллионов рублей, — рассказал Сергей Сихарулидзе, — кроме того, нужно будет его еще утилизировать.

Что касается предложений по консервации метрополитена, то на эти цели потребуется не менее шести — восьми миллиардов рублей и четырех лет работы.

В ходе жаркой полемики каждый из участников заседания высказал свое мнение по поводу дальнейшей судьбы челябинского метрополитена, общая точка зрения — метро городу-миллионнику необходимо.

Но каким образом решать эту дорогостоящую проблему, пока непонятно.

— Мы считаем, что финансирование на уровне одного миллиарда рублей в год позволит нам дожить до лучших времен, когда могут поступить федеральные средства на строительство метро, — добавил первый замминистра по строительству. — Либо другой вариант — увеличение финансирования за счет средств областного бюджета до трех миллиардов рублей ежегодно.

Позицию парламентариев озвучил первый заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по строительной политике Юрий Карликанов, который заметил, что необходимых на завершение строительства первой линии 75 миллиардов рублей в областной казне нет, поэтому будет продолжена работа с федеральным центром с целью получить помощь из Москвы. При этом важно обеспечить безопасность выработок. К слову, в общей сложности на обеспечение безопасности требуется не менее 300 миллионов рублей в год.

— Безусловно, однозначная позиция — городу Челябинску метрополитен необходим, — прокомментировал Юрий Карликанов. — Ведь сегодня очень активно развивается Северо-Запад, каждый день огромный пассажиропоток перемещается в центр, Ленинский, Тракторозаводский, Советский районы, а транспортные артерии города в силах обеспечить пропускную способность только на 50 процентов. А значит, нам без этой ветки метро не обойтись, это будущее города-миллионника.

В результате обсуждений парламентарии рекомендовали минстрою и администрации Челябинска выработать согласованную позицию по программе дальнейших действий, чтобы в первую очередь было понятно, на что именно выделяются денежные ресурсы.