Меню

Речной долгострой xviii века

17.01.2014 11:38 4 (11716)


Северо-Екатерининский канал, связавший Вычегду и Каму на границе Вологодской области и Республики Коми, строили с перерывами 36 лет, а прослужил он всего 16. Ныне этот колосс, берега и дно которого были укреплены обожженным кирпичом и мореными бревнами, остается бесхозным уже без малого два века.

При Петре I на Волго-Балтийском водном пути была построена Вышневолоцкая водная система. Но мощности ее уже при Екатерине II оказалось недостаточно. Началось проектирование нового комплекса судоходных шлюзов и каналов, который впоследствии получит название Мариинской водной системы, и сохранит статус одного из важнейших транспортных коридоров России вплоть до наших дней.

В те же годы возникла идея связать судоходным путем Астрахань и Архангельск. Древний путь между этими городами проходил следующим образом: суда поднимались из Волги по Каме и Южной Кельтме до реки Джурич, откуда по девятнадцатикилометровому волоку перетаскивались в Северную Кельтму, приток Вычегды, впадающей в Северную Двину.

При Екатерине потребовались пути, которые бы связали производственные центры Сибири и Урала с торговыми портами на Балтике и Белом море. И тогда было решено прорыть канал между Джуричем и Южной Кельтмой, который был назван в честь императрицы. Строительство началось в 1785-м и велось с перерывами до 1822 года.

Протяженность канала составила 19 километров (16 верст 322 сажени), он был полностью прорыт вручную. Кроме того, необходимо было постоянно чистить реки, которые он соединял: Джурич, а также Северная и Южная Кельтма в ширину достигают не более десяти метров каждая. Чтобы сделать их судоходными, требовались титанические усилия в глухих лесах, полных гнуса. По смете затраты на работы составили в 293,6 тысячи царских рублей. Были построены три однокамерных деревянных шлюза, водоспуск, караульные дома, церковь, больница…

По каналу, бывшему в то время самым протяженным в России, в Архангельский порт прошло более шестидесяти судов, груженных мукой, солью, другими видами продовольствия и мануфактурой. Однако уже в 1838 году канал был закрыт из-за нерентабельности, если быть точным — «вследствие малого судоходства».

* * *

В настоящее время Северо-Екатерининский канал разрушен. Русло обмелело, берега поросли лесом и обвалились так, что в некоторых местах канал похож на ров и ширина его составляет всего несколько метров.

На моторных лодках тут рискуют пройти только по большой воде весной. Смотрителями канала остаются только бобры, благодаря плотинам которых поддерживается уровень воды. Хотя летом водную артерию можно перейти вброд.

Красные обожженные кирпичи, которыми были обложены берега канала, теперь сохранились только местами: местные жители использовали их в своих целях. Зато остатки рукотворных шлюзов и гидротехнических сооружений — мореные бревна, лежащие уже двести лет в воде, — свидетельствуют о высоком качестве выполненных работ. Сейчас Северо-Екатерининский канал становится популярным объектом туризма.



Интересные факты

Через Северо-Екатерининский канал в бассейн рек Вычегды и Сысолы впервые попала стерлядь, царица Камского бассейна.

* * *

В 1915 — 1916 годы предпринимались попытки восстановления канала. 500 пленных австрийцев было направлено на расчистку заросшего речного пути, работы приостановили осенью 1919 года.

* * *

Через 150 лет после постройки и открытия Северо-Екатерининского канала, в 1970-е годы, существовал проект повышения уровня Каспийского моря, и для этого снова собирались соединить воды Северной и Южной Кельтмы. На этот раз длина канала должна была составить около ста километров. Воды реки Вычегды, подпруженной плотиной ниже с. Усть-Кулом, собирались перебросить в бассейн Камы, а затем в Волгу и Каспий. Проект не был осуществлен.