Меню

Главный архитектор Челябинска озвучил свое видение озеленения города

30.05.2020 07:05 - автор Ирина Яббарова
Павел Крутолапов на примере больших парковок и оживленных дорог проанализировал ошибки при благоустройстве, а также похвалил удачные проекты.
Главный архитектор Челябинска озвучил свое видение озеленения города


На сегодняшний день в Челябинске огромное количество парковок, однако львиная их доля абсолютно не благоустроена с точки зрения умного озеленения. О том, какие ошибки допускаются при их проектировании, а также о том, как должно быть, чтобы человеку было комфортно, «Вечернему Челябинску» рассказал главный архитектор южноуральской столицы Павел Крутолапов.

В качестве примера неудачного благоустройства в плане озеленения Павел Крутолапов предложил посетить парковку около ТРК «Алмаз». По мнению главного архитектора, огромная территория оформлена безграмотно, а потому человек, будь то автомобилист или пешеход, чувствует на ней себя небезопасно и некомфортно. К тому же, здесь не продумана инфраструктура для маломобильной категории граждан.



— Для большой парковки важно решать две основные задачи — позволять размещать на своей территории большое количество машиномест и при этом не уродовать город, — обратил внимание Павел Крутолапов. — Она не должна выключать большое количество территории из общественной жизни, она должна выглядеть достойно, так, чтобы человеку было комфортно на ней находиться. И это призыв к проектировщикам, которые разрабатывают такие модели благоустройства. Если анализировать парковку, которая действует при ТРК «Алмаз», то это просто большое асфальтовое поле, которое сильно нагревается от солнца, а потому находиться здесь некомфортно, в первую очередь, от жары в летнее время. К тому же, это абсолютно выключенная из городской среды территория, на которой человек интуитивно ощущает себя маленьким и незащищенным. Также здесь ничего не сделано для того, чтобы было комфортно маломобильным категориям населения. Например, не было большой необходимости поднимать асфальтовое покрытие и делать бордюр.



Что могло бы оживить пространство


Как считает главный архитектор города, грамотное озеленение этой территории сделало бы ее очень уютной и комфортной. Высаженные деревья не только бы прибавили воздуха, но и несли бы в себе отличную функциональную нагрузку.



— Вместо бордюра достаточно было применить грамотное решение в озеленении, а раз в четыре машиноместа высадить деревья с высоким штамбом в специальные решетки, — обратил внимание Павел Крутолапов. — Такое решение позволило бы крупномеру получать достаточное количество влаги, а автомобилю подъезжать вплотную. Это минимизировало бы потерю машиномест. При таком подходе пространство выглядит не как асфальтовое поле, а как сквер. К тому же, деревья в этом случае своего рода функциональный элемент, который заменяет разделительные полосы. Кроме того, понижая бордюр и применяя в качестве разделения грамотное озеленение, мы делаем соответствующие разрывы, которыми могут пользоваться маломобильные категории населения или мамы с колясками. Это, казалось бы, нюансы, но именно они создают ощущения о городе. Ведь человек воспринимает город целиком, зачастую на интуитивном уровне не понимая, что именно ему не нравится.


Еще один важный аспект, на который обратил внимание Павел Крутолапов, — частое несовпадение количества запроектированных машиномест с реальным, особенно зимой. Это объясняется просто: летом автолюбители ориентируются по разметке, а зимой ее, как правило, не видно, а потому машины паркуют, как получается. И опять же высаженные деревья помогли бы решить проблему ориентации водителя в пространстве.



— Если мы высаживаем на таких территориях деревья, то помогаем человеку почувствовать масштаб, — добавил главный архитектор города. — В таком формате водителю и пешеходу проще ориентироваться. К тому же, не происходит потеря машиномест. Таким образом, чем больше в нашем городе будет благоустроенных и озелененных парковок, тем более благоустроенней будет сам город, тем комфортрнее в нем будут чувствовать себя жители.


Каким должен быть правильный сквер


Еще одна территория, благоустройство которой проанализировал Павел Крутолапов, — сквер на улице Енисейской около главного входа промышленной группы «Конар». Но если парковку у ТРК «Алмаз» главный архитектор города раскритиковал, то здесь, наоборот, обратил внимание, что это пример правильного благоустройства.



— Этот сквер, который был создан к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, примечателен тем, что он находится в промышленной зоне предприятия «Конар», но благоустроен таким образом, что здесь приятно находиться, а потому в нем всегда много горожан, — обратил внимание Павел Крутолапов. — В этом сквере высажены ровно 70 деревьев. Но сделано это таким образом, что если бы это была большая парковка, между деревьями смогли бы припарковаться ровно два автомобиля. К тому же, она бы выглядела очень зеленой и красивой. Находящееся на расстоянии друг от друга деревья делают это улицу украшением всей территории, и если бы таким образом была оформлена парковка, то это было бы не безжизненное пространство, а ухоженная и уютная территория.



Этот сквер — положительный пример ответственного отношения к экологии, уважения к горожанам со стороны крупного промышленного предприятия, которое понимает значимость вопросов озеленения в городе.


Как грамотно озеленять дорожные магистрали мегаполиса


Озвучил Павел Крутолапов и свое видение относительно озеленения проезжей части. В качестве примера он выбрал улицу Гагарина недалеко от перекрестка с улицей Гончаренко. И здесь опять главная задача — сделать так, чтобы оживленные городские магистрали также были комфортными как для автомобилистов, так и для пешеходов. И эту проблему призвано решить удачное озеленение.



— Принимая во внимание улично-дорожную сеть, важно говорить не только о качественном озеленении, но и о количественном, — заметил Павел Крутолапов. — Часто этот аспект не рассматривается как объект благоустройства, и это ошибка. Потому что если на разделительной полосе высаживается много крупномерных деревьев, то увеличивается и объем кислорода. А масштаб улицы при этом сокращается, то есть она становится более уютной, более понятной и гораздо безопаснее для человека. И если говорить об улице Гагарина, то здесь озеленение нужно доработать. На разделительных полосах планируется высадить крупномеры.



Кстати, что касается различных конструкций, установленных на улице Гагарина в качестве цветников, то они в ближайшее время исчезнут с разделительных полос. Как добавил главный архитектор Челябинска, они не несут в себе никакой смысловой значимости, поскольку водители, проезжая, не имеют возможности любоваться цветами, а пешеходы не имеют к ним точки доступа. Большую пользу принесут крупномерные деревья.

Фото Дмитрия Куткина


Редакция «Вечернего Челябинска» не имеет коммерческих отношений с организациями, упомянутыми в тексте статьи

Читайте «Вечерку» на Яндекс.Дзен и подписывайтесь на наш телеграм-канал!