Меню

ЧГПУ сохранит самостоятельность

15.01.2014 08:42 3 (11715)


Губернатор Михаил Юревич поддержал старейший вуз Челябинской области и предложил активнее приглашать на учебу молодежь из других регионов, в том числе иностранцев. О перспективах учебного заведения и повышении его конкурентоспособности шел разговор на встрече с профессорско-преподавательским составом педуниверситета.

Напомним, в 2012 году по итогам федерального мониторинга ЧГПУ попал в число вузов, имеющих признаки неэффективности. Рассматривались варианты его объединения с другими южноуральскими вузами.

По мнению Михаила Юревича, на данный момент самостоятельный статус педагогического университета вполне оправдан.

— Я как губернатор против его слияния с другими учебными заведениями, — подчеркнул глава региона. — Считаю вуз самодостаточным, с традициями, с сильным педагогическим составом. ЧГПУ удается удерживать высокую планку образовательных стандартов во многом благодаря работе ректора и его коллег, преподавателей.

«Кузница» учителей

 
 
ЧГПУ по праву считается «кузницей» педагогических кадров для южноуральских школ. Две трети выпускников устраиваются по специальности. Только в 2013 году в школы пришло более семисот молодых специалистов. С учетом позитивной демографической ситуации (в 2013 году на Южном Урале родилось около 50 тысяч детей) востребованность педагогов будет расти.

Уровень подготовки учителей в области достаточно высок. Как отметил Михаил Юревич, за последние годы два педагога Челябинской области стали лучшими учителями России. Южноуральские школьники традиционно показывают высокие результаты на предметных олимпиадах и на ЕГЭ. Это также говорит о том, что в регионе работают сильные педагоги.

Вместе с тем губернатор посоветовал университету развивать перспективные направления, как, например, экономическое и лингвистическое образование, а также больше внимания уделять привлечению студентов из других регионов и стран. Это важно для повышения конкурентоспособности вуза.

— Конкуренция на рынке образования растет, не забывайте об этом, — обратился глава региона к участникам встречи. — Я был бы счастлив, если бы в следующем году количество студентов в Челябинском педуниверситете увеличилось на тысячу или полторы, причем именно за счет приезжих ребят.

По словам ректора ЧГПУ Владимира Садырина, уже сейчас число студентов из других регионов увеличивается. Традиционно Челябинский педуниверситет предпочитают молодые люди из Курганской и Оренбургской областей, Башкирии, Ханты-Мансийска, Тюмени.

Иностранцы поют «Калинку»

 
 
Отметим, что одним из признаков неэффективности вуза считается малое количество иностранных студентов. Для решения проблемы в педагогическом университете создан международный отдел. Например, сейчас в Челябинске изучает русский язык группа из восьми турецких студентов. Официальный представитель южноуральского вуза в Турции — выпускник ЧГПУ Акча Микаэль.

— Моя задача — рассказать своим соотечественникам о Челябинске, о нашем вузе, — поясняет он. — Я думаю, сотрудничество с Турцией будет укрепляться. В дальнейшем мы планируем обмен студентами и преподавателями. Желающие приехать на Урал уже есть.

По словам Микаэля, турецким студентам нравится учиться в Челябинском педуниверситете. Хотя в начале учебного года ребята совсем не говорили по-русски.

— Начинали с нуля, — рассказывает Владимир Садырин. — А через полтора месяца на смотре художественной самодеятельности они у нас уже пели «Калинку».

Кроме того, преподаватели ЧГПУ помогают осваивать русский язык строителям из Турции, работающим в нашем регионе.

Налаживаются отношения и с Китаем. ЧГПУ заключил договор с Пхеньянским университетом, и в марте в наш вуз приедут первые магистры из Поднебесной. В Челябинске они продолжат изучение русского языка. А летом по обмену в Китай отправятся челябинские студенты.

Активизировалась работа с абитуриентами из ближнего зарубежья, особенно из Казахстана. Сейчас в Челябинском педуниверситете учится 290 студентов из соседнего государства. По мнению ректора ЧГПУ, это не предел. Всего в ЧГПУ обучается 13 240 студентов, из них 3712 человек получают высшее образование на очном отделении.

— Мы благодарны вам за то, что ЧГПУ сохранил свой самостоятельный статус, — обратился к губернатору Михаилу Юревичу ректор педвуза Владимир Садырин. — Теперь нужно делами оправдать тот кредит доверия, который мы получили. В октябре нашему вузу исполняется 80 лет, и мы стараемся работать на благо Челябинской области — готовить специалистов для наших школ. Сейчас большое внимание уделяем иностранным языкам. Так, начали подготовку учителей начальных классов и английского языка, истории и английского языка, информатики и английского языка. На наш взгляд, двойная специальность позволит молодому педагогу быть более востребованным на рынке труда. Внедряем в практику и другие идеи. Например, тьютерство. Наши студенты учатся индивидуальному сопровождению одаренных ребят, детей-инвалидов. По сути, это англосаксонская система обучения. Наш вуз заключил соглашение с Пермским и Башкирским педуниверситетами. Сейчас студенты могут бесплатно получать некоторые образовательные услуги в Перми и Уфе. Мы считаем, что это дает возможность приобрести разносторонние знания и практические навыки.

За два последних года выросло внебюджетное финансирование, что позволило увеличить зарплату преподавателей вуза. В ноябре 2013 года она в среднем составила 36 тысяч рублей.

Выход из «красной зоны»

 
 
— Я думаю, у педагогического университета хорошие перспективы, — министр образования Челябинской области Александр Кузнецов настроен оптимистично. — Мы согласовали с федеральным министерством двухлетний план выхода вуза из кризиса. И эта программа последовательно реализуется.

По мнению регионального министра, в 2014/2015 учебном году ЧГПУ выйдет из «красной зоны», иными словами — из зоны неблагополучия. Для этого есть все предпосылки.

— Достаточно сказать, что в начале февраля в Челябинском педагогическом университете пройдет всероссийское совещание ректоров вузов, — комментирует Александр Кузнецов. — Будем обсуждать и решать проблемы, общие для всех педвузов. Постараемся найти союзников среди руководителей других учебных заведений страны, региональных министров образования, чтобы в дальнейшем вместе с федеральным министерством поднимать педагогическое образование на более высокий уровень.

Фото Вячеслава НИКУЛИНА.