Меню

Лучшие фильмы — 2013, или Очень субъективный рейтинг

10.01.2014 12:26 2 (11714)


Чем заняться в первые дни Нового года? Кинокритики, например, очень любят подводить итоги прошедшего киносезона и раздавать места в различных рейтингах. Не отстают от них и рядовые кинозрители, почти каждый из которых готов выложить в Интернет свой собственный хит-парад премьер-2013. Следуя их примеру, предлагаю собственный субъективный рейтинг — каков автор, таковы и пристрастия...

1. Суперфильмы. К таковым отношу кино, которое не просто произвело хорошее впечатление — потрясло.

В прошлом году на экраны вышли два в чем-то похожих фильма. В обоих рассказывается о путешествии человека во враждебной среде, которое приводит его к открытиям не столько в окружающем мире, сколько в самом себе. Оба фильма просто напичканы спецэффектами, однако компьютерные чудеса в них выполняют только роль хороших декораций, призванных подчеркнуть масштаб драмы.

В первом случае речь идет о плавании индийского мальчика через океан в лодке, где кроме него в живых остается только бенгальский тигр — это «Жизнь Пи» в постановке Энга Ли.
 
 
Во втором случае женщина-астронавт пытается выжить, оторвавшись от «родного» челнока в холодном и безвоздушном пространстве — это «Гравитация» Альфонсо Куарона.
 

Оба фильма по-своему красивы. Океан и космос сняты так, как будто все взаправду — гигантский кит, пролетающий над плотом; расстрелянная обломками космических кораблей станция «Мир», миллиарды светящихся крапинок планктона и звездных скоплений. Но эти зрелищные моменты опять-таки не самоцель, потому что иначе невозможно было бы передать всю грандиозность противостоящих человеку стихий.

Эти стихии оставляют героев наедине с собой — и если мальчику Пи еще дан иллюзорный спутник в виде тигра, то героиня Сандры Баллок в конце пути остается совсем одна в антураже разваливающихся космических аппаратов — сначала русского, затем китайского. Тем не менее оба героя преисполняются решимости противостоять ударам судьбы — и это решение оказывается самым потрясающим моментом. Примечательно, что каждый из главных героев вспоминает о Боге — как бы принимая волю его, испытывающего людей, они все же сопротивляются разрушающей силе и, что интересно, побеждают.

2. Интересные фильмы. Это кино не такое поразительное, но чем-то зацепившее, заставившее вспоминать о фильме и после просмотра.

Сразу же вспоминается лучший мюзикл года — «Отверженные», в котором серьезные драматические актеры «поют по системе Станиславского» — переживая каждую фразу, каждое слово. Нечто подобное мы видели в наших музыкальных фильмах 80-х годов, но там кинозвезды, как правило, только изображали пение, а сами вокальные партии исполняли либо звезды оперетты, либо признанные поющие актеры (пример — Константин Райкин, который в фильме «Труффальдино из Бергамо» поет голосом Михаила Боярского). В «Отверженных» все пели сами, даже не слишком голосистый Рассел Кроу. Особое впечатление — мужественная Энн Хэтэуэй, которую в кино изуродовали почти до ужаса, но зато потом вручили заслуженного «Оскара».

Два примечательных вестерна — «Джанго Освобожденный» и «Одинокий рейнджер». В первом киноман Тарантино с удовольствием надел ковбойские шляпы на Кристофа Вальца, Леонардо ди Каприо и Джейми Фокса. Однако, как всегда, все свелось к тому, что афроамериканский герой перестрелял всех и увез боевую подругу на горячем боевом коне.

Во втором фильме под музыку галопа Штрауса гарцуют паровозы, красотки из салуна, мексиканцы и индейцы, а в главных ролях выступают два типа в масках — Джонни Депп с мертвой вороной на голове и Арми Хаммер в белой шляпе. Это кино отличает настроение какого-то отвязного (и в то же время изящного и стильного) капустника, который невозможно воспринимать на полном серьезе. К сожалению, американский зритель этого не понял, и фильм в прокате провалился.

3. Совсем не для всех. Фильмы сугубо эстетские, замеченные немногими.

Например, французский мультик «Эрнест и Селестина» о приключениях маленькой мышки и огромного медведя. Фильм отнюдь не детский, потому что сюжет в нем развивается не так чтобы очень бурно, а главное удовольствие зритель получает от нюансов — от того, как прорисованы мышиный и медвежий миры (интересно, например, что в ролях полицейских выступают исключительно белые медведи и белые крысы), как прописаны характеры: серьезная девушка-бунтарка Селестина и люмпен-артист Эрнест. Конечно, фильм прежде всего о людях, о том, как властвуют над нами стереотипы, и о том, что нежная дружба порой может связывать совершенно разных героев.

Фильм «Безопасность не гарантируется» — интересный поворот темы путешествий во времени. Марк Дюпласс играет своего непонятого гения так убедительно, что в конце фильма зритель путается в догадках: действительно ли у него получилось изобрести машину времени или это ловкая мистификация? Но девушка, которая составляет ему компанию в путешествии, верит в него, а это, в конце концов, главное...

Еще я бы отметил кино под названием «Миллион для чайников». Сюжет просто фантастический: к молодой паре попадает чайник, который исправно выдает по сто долларов за причиненную себе боль. Самое интересное начинается, когда пара понимает, что деньги выдаются и за причинение боли другим... Неизвестные актеры Майкл Ангарано и Джуно Тэмпл, на мой взгляд, очень хорошо сыграли историю искушения человеческого, хотя фильм, к сожалению, промелькнул на экранах как-то мимолетно.

4. Коммерческие штучки.

В прошлом году на экран вышли и неплохие коммерческие фильмы — «Железный человек — 3», где Гвинет Пэлтроу почти переиграла всех мужчин; «Тихоокеанский рубеж», где роботы сыграли лучше людей, «Стартрек: Возмездие» и «Тор-2», где злодеи оказались обаятельнее героев... Но коммерческое кино тем и замечательно, что смотреть его интересно, а после просмотра воспоминаний не остается.

Вот таким и был прошедший год. Кто не согласен с этим кинорейтингом, может составить свой!