Меню

«Викторианская эпоха» в Камерном театре

10.01.2014 09:19 2 (11714)


Правление королевы Виктории стало для Англии временем расцвета промышленности, науки, литературы. 63 года стабильности подарили миру удивительный «викторианский мир», который сегодня стал объектом ностальгии для многих...

1991 год, когда главным режиссером Челябинского государственного камерного театра стала Виктория Николаевна Мещанинова, тоже стал началом своеобразной «викторианской эпохи» (которая продолжается и по сей день). Конечно, за это время разразилось немало кризисов: «безмятежность» — это самое неподходящее слово для описания театральной жизни. Но бесспорно одно: именно с того времени Камерный театр постепенно превратился в один из самых творческих, не боящихся экспериментов коллективов нашего города.

Вспоминая начало «новой истории» Камерного, нельзя не сказать об особой атмосфере авантюризма, которая тогда, кажется, пронизывала все общество сверху донизу. Никто еще не знал, как распоряжаться внезапно дарованными экономическими свободами, но зато все благословляли свободу творческую — и на ее волне Челябинск был просто наводнен экспериментальными выставками, постановками, перформансами и проектами.

Не затеряться в этом пестром калейдоскопе было сложно, однако Камерный театр сумел. Постановки нового главного режиссера были необычны тем, что во время всеобщего обращения к современности заставляли по-новому взглянуть на классику. Искрометная «Женитьба Бальзаминова» с вполне современным сюрпризом в финале, изящный и точно выстроенный «Завтрак у предводителя»... Все эти спектакли были благосклонно приняты и зрителями, и критиками... «Уже тогда мы предложили непривычный, неосвоенный взгляд на этого драматурга. Мы показали Островского не бытописателя, а исследователя глубинных основ нашего образа жизни», — говорила Виктория Николаевна в одном из интервью.

Впоследствии были и постановки современных пьес, большинство из которых были осмыслены как некие притчи об окружающей нас действительности — «Русская рулетка» В.Павлова, «Хозяин забыл закрыть дверь» А.Костинского.

Известная театральная журналистка (и, кстати, драматург и постановщик собственных пьес) Елена Радченко писала тогда: «Спектакль поставлен главным режиссером театра Викторией Мещаниновой с большой любовью к подробностям — и бытовым, и психологическим. Взаимоотношения полов в нем представлены как птичий базар, непрекращающаяся потасовка — выяснение отношений, когда летят пух и перья. Наблюдать за этим процессом узнавания и взаимопроникновения персонажей, находясь на безопасном расстоянии в зрительном зале, — то забавно, то грустно. В конце концов, у них, у птиц, все решает закон выживания, инстинкт продолжения рода, а не личных взаимоотношений. Им, птицам, легче...

Но когда в финале спектакля Вертуха сносит яйцо, происходит полное «очеловечивание» персонажей. Эта сцена — одно из самых сильных потрясений спектакля — явление на свет яйца в маленькой проволочной клетке. Рожденный в рабстве летать не может... Редкая птица долетит до середины Днепра, но рожденная в клетке — никогда. Начавшийся как эксцентричное, яркое зрелище «из жизни птиц», спектакль приходит к трагическому финалу — уже не «про них», а про нас».

Именно это умение ставить спектакли «про нас» — людей, застигнутых сменой эпох, веков и нравов, — отличает режиссера Викторию Мещанинову и по сей день. В ее постановках, как правило, не бывает хеппи-энда: солдаты, едущие в «Дембельском поезде», оказываются умершими, влюбленные выбирают уход из жизни — в «Ромео и Жанетте» Ануя и трагедии Шиллера «Коварство и любовь». Тем не менее зритель не погружается в беспросветный мрак — во всех спектаклях правит бал красота театрального мира, которая сочетает вечное и преходящее: аккорды великолепной музыки, движение актеров по сцене, все то, за что мы ценим, те часы, которые проводим в общении с театром.

Остается только пожелать Виктории Николаевне, чтобы та энергия, которая живет в театре, продолжала подпитывать «викторианскую эпоху» Камерного. Боже, храни королеву!