Меню

*****

Сага о белой лошади

27.12.2013 11:12 101 (11712)
Воспоминания перед приходом лошади синей.

Такое бывает нечасто, когда совпадает все — время, команда, отличная идея. В результате реализуется абсолютно «сумасшедший» проект, появляется оригинальное произведение, которое остается непревзойденным, входит в историю или становится легендой. Такой легендой стала сегодня новогодняя программа, подготовленная в 1989 году молодежной редакцией Челябинского областного телевидения. К сожалению, видеозапись этой программы в архивах телеканала не сохранилась. Но память осталась…

Команда

Так сложилось, что на волне перестроечной свободы в составе челябинского ТВ была создана молодежная редакция — в ее состав входили действительно не старые по возрасту тележурналисты Елена Селезнева (глава редакции), Полина Онищук и автор этих строк. Единомышленниками редакции были молодые режиссеры Петр Михайловский и Елена Мыслицкая. Со свойственными молодости энергией и задором редакция принялась искать новые формы создания телепрограмм. Конечно, первым родился «молодежный выпуск» новостной программы «Восьмой канал», вдохновленный потрясшими всю страну выпусками программы «Взгляд» с Владиславом Листьевым, Александром Любимовым и Дмитрием Олейниковым. Потом мы сделали первую новогоднюю программу, где были собраны все молодые творческие силы Челябинска — рок-группы, модельеры, мим-театр «Проспект», барды и танцоры диско. Нашлось место и для пародий на популярные в то время передачи типа «Советы кулинара» (готовить в эфире начали только в 90-х), астрологические прогнозы и обзоры зарубежной музыки... Успех этой передачи вдохновил всех — было решено, что молодежная редакция будет делать программу и на следующий Новый год.

Идея

Конечно, повторяться никому не хотелось. Потому сразу же были отвергнуты варианты новых съемок в студии с декорациями в виде укутанных мишурой елочек. Сверхновая программа должна сниматься на улицах города, в обычных домах и квартирах... Однако главной, стержневой идеи, которая бы объединяла все съемки, долго не могли придумать.

Помог, как всегда, случай. Специально для новогодней программы было записано интервью с неким приезжим экстрасенсом. Этот прилично одетый человек с непременной черной бородой говорил такой невнятный текст, что пускать его в эфир просто так было нельзя.

Возможно, кто-то тогда и сказал историческую фразу о том, что, появись в нашем городе живая говорящая лошадь, все журналисты охотились бы не за ней, а за приезжими экстрасенсами или астрологами. Кто это был, осталось тайной, однако ключевая идея была найдена: накануне года Лошади в Челябинске одинокая говорящая лошадка пытается пообщаться с людьми.

Проект

Актрису на главную роль нашли не сразу: лошадей в городе тогда уже не осталось. И только внезапная встреча на территории городской больницы, где развозящая молоко грязно-белая лошадь попалась на глаза Елене Селезневой, решила все... Руководство больницы и «водителя кобылы» удалось уговорить, и в холодный декабрьский день будущая звезда программы стояла у ворот телестудии и ждала съемочную группу. Естественно, девушки-журналистки не могли ходить по городу с достаточно большим животным. Не мог с нами работать и больничный кучер. Потому роль коневода досталась мне — по совету хозяев лошадки я насыпал в карман тулупа сухарей и отправился на съемки.

Нелегкую задачу разговора лошади по телефону с редакцией телевидения мы решили так: возле трубки телефона-автомата, лежащей на железной подставке, мы насыпали сухариков. Пока лошадь их жевала, оператор снимал. Потом на кадры жующей лошади наложили текст.

Проход лошади по городу снимали сбоку, чтобы не было видно, что шагающий рядом парень в тулупе держит в руках поводья. К счастью, лошадь, имени которой так никто и не узнал, попалась спокойная, шла по городу, понурив голову, на крупных планах не пыталась лизнуть камеру.

Лишь раз ее спокойный ход был нарушен. По замыслу сценариста, лошадь должна была поговорить… с фигурами, украшающими оперный театр. Но наша актриса, увы, никак не могла поднять голову вверх — даже любимые сухарики не помогали привлечь ее внимание. Тогда я решил встать на тротуар, приподнятый над Театральной площадью, и потянуть лошадку за узду. И тогда случилось непредвиденное: лошадь не только подняла голову, но и встала на дыбы, скакнув так, что мы с оператором только успели отскочить. Высоту порядка полутора метров лошадь взяла легко и непринужденно, а потом как ни в чем не бывало опустилась на четыре ноги и снова «повесила голову»...

Песня

В результате многочасового монтажа получился компактный сорокаминутный фильм, действие которого разворачивается одновременно в трех местах. По улицам города бродит одинокая говорящая лошадь, которую никто не принимает всерьез, даже скульптуры на оперном театре. В «нехорошей квартире» (влияние романа Булгакова «Мастер и Маргарита», которым тогда все зачитывались) появляются странные люди: то манекенщицы разгуливают по коридору, то черный кот гуляет перед зеркалом, то дядька-экстрасенс бормочет какую-то ересь... И наконец, в редакции челябинского телевидения занятые журналисты не желают говорить по телефону с лошадью, зато сразу выезжают для интервью с заезжим героем с экстрасенсорными способностями...

В фильме была и специально написанная песня. Она была отобрана по конкурсу (который объявила режиссер Елена Мыслицкая) из трех вариантов. Первый написал автор этих строк, и никакой критики этот текст не выдерживал. Второй создал ветеран телевидения режиссер Леонид Пивер. Но в программу песня не попала, только впоследствии Леонид Григорьевич снял отдельный видеоклип в стиле Утесова или Бернеса. А выбрана для фильма была песня Юрия Богатенкова, лидера группы «Резиновый дедушка». По признанию самого автора, текст был сочинен за одну ночь. Юрий, сам аккомпанируя себе на гитаре, записал ее на бытовой магнитофон — и в таком варианте композиция «Лошадь моя белая» прозвучала в эфире.



Эпилог

Приняли программу неоднозначно: она слишком выбивалась из всего того, что делалось тогда на телестудии. Но телезрителям она понравилась, жаль только, что промелькнула в эфире всего несколько раз.

Сейчас на телестудии из тех, кто принимал участие в создании той программы, осталась, наверное, только режиссер Елена Мыслицкая. Полина Онищук уехала в Курган, а потом безвременно ушла из жизни. Елена Селезнева уехала работать в Москву. Я изменил журналистике с рекламой, чтобы потом все же вернуться на круги своя... А песню Юрия Богатенкова до сих пор поют — и он сам, и группа «Резиновый дедушка», и даже группа «Чайф» с разрешения автора сделала свой вариант записи. Наверное, Шахрину и компании понравился этот простой и емкий текст:

Клавиши качаются,
сугробы поднимаются.
Лошади на площади,
а яблоки в саду.
Времена меняются.
Кто же догадается,
Что от нас останется
в следующем году?

Сахарные пряники
тают под копытами.
Публика готова,
закусите удила.
Сделай наc умытыми,
трезвыми и сытыми,
Лошадь моя белая,
такие, брат, дела.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other