Меню

Преобразования образования

27.12.2013 10:06 101 (11712)


Реформа образовательной системы началась давно. И пожалуй, только ленивый не высказался по этому поводу. При этом мнения самые разные, есть у этих образовательных преобразований и противники, и сторонники. Вот только нет единого мнения, какой же должна быть современная система образования. Чем она должна отличаться от советской? Какими знаниями должен владеть выпускник школы, а какими — выпускник профессионального учебного заведения, потенциальный молодой специалист?

Все эти и многие другие вопросы не раз обсуждались на различных рабочих группах и совещаниях областного правительства, заседаниях комитетов и общественных советов в Законодательном собрании Челябинской области, ведь тема актуальна не только на федеральном уровне, но и для субъектов Российской Федерации.

Стоит отметить, что депутаты областного парламента пристально следят за образовательными нововведениями, которые вносятся федеральным правительством на рассмотрение депутатов Госдумы, ведь законодательный процесс — непрерывная система, требующая четкого понимания, постоянных доработок.

Более того, при Законодательном собрании Челябинской области создан Общественный совет по вопросам образования и науки, в который входят в том числе и региональные парламентарии Константин Захаров, Дмитрий Замятин, Михаил Видгоф. Частый гость заседаний — вице-спикер областного парламента, председатель комитета по социальной и молодежной политике, культуре и спорту Александр Журавлев. Кроме того, образовательные вопросы регулярно обсуждаются и на заседаниях этого комитета.

Комментируя реформирование системы образования, в том числе и в Челябинской области, Александр Журавлев заметил, что целый ряд новшеств прописан в новом законе об образовании, который был принят южноуральскими законодателями в трех чтениях еще в августе этого года.

— Принятие нового закона области об образовании было обусловлено необходимостью приведения в соответствие южноуральской нормативной базы с федеральной, — комментирует Александр Леонидович. — Во-первых, были разграничены полномочия органов государственной власти региона в сфере образования. Часть полномочий с федерального уровня была передана российским регионам, в частности полномочия по контролю в сфере образования за деятельностью образовательных учреждений, лицензированию образовательной деятельности, проведение аккредитации и многое другое. Кроме того, законом отныне установлены меры социальной поддержки обучающихся. К примеру, студентам-очникам за счет бюджетных ассигнований региональной казны назначаются государственные академическая и социальная стипендии. Также государственная стипендия назначается аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, которые обучаются на очном отделении. При этом нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований южноуральской казны устанавливаются областным правительством. Помимо этого за детьми-инвалидами закрепляется право дистанционного обучения для получения общего образования. Предусмотрен и ряд других мер. В законе прописаны и условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также работы малокомплектных школ.

Немалая ставка сделана на профессиональные образовательные учреждения. Так, значительные изменения запланированы и в начальном профессиональном образовании. К примеру, начальное профессиональное образование исключено как уровень образования и приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Кроме того, новым законодательством предусмотрено, что все учреждения начального и среднего профобразования должны будут переименоваться в профессиональные образовательные организации. Кстати, в Челябинской области этот процесс уже начался. В целом же переход на новое название училища, колледжи и техникумы обязаны осуществить не позднее 1 января 2016 года.

Также новым законом разрешен индивидуальный отбор при приеме или переводе в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в предусмотренном федеральным законом порядке.

Особой строкой стоит выделить дошкольное образование, которое также в зоне приоритетного внимания областных парламентариев. Так, среди наиболее значимых изменений в системе образования, которые предусмотрены федеральным законом, следует отметить, во-первых, то, что дошкольное образование выведено в самостоятельный уровень общего образования. То есть законом предусмотрено утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Кроме того, с 1 января 2014 года за счет средств областного бюджета будет осуществляться обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и частных дошкольных образовательных организациях. В настоящее время эти расходы осуществляются за счет средств местных бюджетов.

При этом, поясняя законодательные новшества в сфере образования, Александр Журавлев обратил особое внимание на то, что в результате возникла необходимость отмены более 20 действующих законов и постановлений, которые касаются системы образования Челябинской области. Это связано с тем, что принятый закон об образовании настолько обширен, что объединяет в себе сразу несколько важных направлений работы.

— Образование — очень серьезная отрасль, — подчеркнул Александр Журавлев. — По сути дела, благодаря ей закладывается будущее России, Южного Урала в частности. И крайне важно, чтобы этот фундамент был крепким, основательным. Поэтому мы всегда учитываем мнения экспертов, специалистов отрасли.

Станет ли образовательная система в результате качественнее, а учебные заведения — от детских садов до высших учебные заведений — конкурентоспособнее, покажут годы, десятилетия. Но уже понятно: преобразования — от законодательной базы до материально-технического оснащения образовательных организаций — будут продолжаться. Это обусловлено постоянно развивающимися технологиями, запросами потенциальных работодателей, требованием самих граждан, в конечном счете — необходимостью времени.