Меню

Каким будет пятый парк в Челябинске на берегу озера Смолино?

04.08.2020 09:55 - автор Сергей Таран
В Челябинске, сегодня охваченном преобразованиями, можно встретить и совсем уж нетипичные явления. Например, совместный проект группы ЧТПЗ и архитектурного бюро Wowhaus по проектированию и благоустройству новой набережной озера Смолино. Причем горожане не останутся в стороне — всех приглашают в «соучаствующее проектирование».
Каким будет пятый парк в Челябинске на берегу озера Смолино?


Соучастие в проектировании — новый подход

Для этого запланированы несколько сессий, на которых жители всего города, а не только Ленинского района, смогут заявить свою позицию, рассказать, каким должно быть самое притягательное место в Ленинском районе. Чтобы получился образ будущего «пятого парка» на берегу, предстоит разумно связать аспекты экологии, экономики и даже привычки местных жителей. И только тогда появится нечто, что даст импульс к развитию новых территорий Челябинска.

А пока, до заседаний соучаствующего планирования, о которых будет объявлено, состоялась экспертная сессия «Преображение набережной озера Смолино», где выступил модератором главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов.

По его словам, разработка пространства должна начинаться с экспертной оценки, это важно. На территории города не так много озер, поэтому Смолино может стать точкой притяжения для всего города. Улично-дорожная сеть позволяет легко добраться до него из любой точки города, поэтому организация нового пространства на набережной может стать событием в городском масштабе.
— Мы собрались для того, чтобы начать озвучивать то, что каждый из нас в своей специфике видит на набережной Смолино. Если не наделить это пространство необходимыми сервисами, то оно не обретет ту жизнь, которую должно, — заметил Павел Крутолапов.

Принцип Белой металлургии — человек

Евгений Губанов, управляющий директор ЧТПЗ, депутат Ленинского района:
— Это знаковый для нас проект. Мне постоянно приходят запросы на изменение набережной. Мы видим, какие изменения проходят в Казани, других городах, как это реализуется, как это можно реализовать у нас в городе. Озеро Смолино является уникальным объектом. У нас четыре парка, и было бы неплохо, чтобы в городе появился пятый парк на набережной Смолино. Поэтому мы пошли на первый шаг — решили разработать дизайн-концепцию в духе философии Белой металлургии. Все знают, что промышленный туризм в Челябинске начинается с посещения нашего предприятия («Высота-239»). Белая металлургия вращается вокруг человека, социальная политика — наш главный приоритет. Наша компания готова к реализации проекта, в котором будут учтены уникальный облик озера, его природа а также интересы всех социальных групп жителей.

Общественные пространства могут быть полезны

Партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро познакомил участников сессии с опытом работы Wowhaus. По словам эксперта, уже с реализации Крымской набережной случился прорыв. Тогда все поняли, что общественные пространства могут быть привлекательны, и они вполне полезны.
— Это не только российская программа. Давно все города поняли, что среда очень важна. Кроме того, мы перешли в постиндустриальную эпоху. И челябинцам повезло, что есть группа ЧТПЗ, которая опекает часть города. Экономика промышленная переходит в область экономики сервиса — чем больше общественных пространств, тем лучше город конкурирует за привлечение населения. Тем больше людей будет приезжать и тем меньше будет уезжать, — заметил Олег Шапиро.
Что такое концепция архитектурного пространства? Почему важно преобразование среды? Пять пунктов на пути преобразования городского пространства:

  1. Исследования, чтобы понять, что будет расположено на территории, почему и с какими функциями и связями с городом. Понять стоимость всего мероприятия.
  2. Определение целей аудитории, желания жителей, их надежд и образа жизни. Чем эта территория отличается от другой в социальном плане. Например, у 68% людей есть дети — это важно.
  3. Разработка сценария использования объекта. Понять, что нужно городу. Разобраться с инвесторами, чтобы понять, где брать деньги.
  4. Проектирование (концепция и рабочая документация).
  5. Преобразование территории, где все желания соединяются вместе.
Олег Шапиро привел в пример недавно реализованный проект набережной Капотни, где рядом стоит нефтеперерабатывающий завод, а вдоль всего участка проходит ЛЭП. Тем не менее это ценная рекреационная территория на окраине города, где проживает около 300 тысяч жителей. И здесь есть болота, в которых даже краснокнижные птицы гнездятся.
— Мы поняли, что здесь можно сделать специальный парк для променада, где люди постоянно двигаются: пешеходные дорожки и мостки. Эта концепция была основана на традициях местных сообществ, использующих эту территорию. Мы проложили дорожки в местах, непригодных для жизни — прямо над болотами. Они оказались пригодными для спортивного досуга и созерцания природы, — отметил Олег Шапиро.
image3.jpg
Пример обустройства Казанской набережной. Wowhaus показывает, как было и как стало

image2.jpg

Олег Шапиро:
— Важно, что такой проект меняет инфраструктуру не только над землей, но и под землей. Обычно на снабжение объекта водой, светом, канализацией и так далее уходит от 35 до 50% бюджета. Здесь появились несколько небольших гостиниц, ретейлов, других бизнесов, и важно, что это бизнесы местные. Прошло всего два года. Проект центра Тулы примечателен тем, что он переосмысливает старый производственный город в нечто иное. Мы сделали набережную, пешеходные улицы и преобразовали площадь.
По словам эксперта, набережная озера Смолино может дать новый импульс развитию большого района и даже появлению его новой идентичности. Озеро осознано как экологическая ценность. Оно используется как место проведения досуга. Мы можем получить очень важный процесс, который будет иметь кумулятивный эффект для всего города.

Без масштабного, доминирующего объекта не обойтись

В Челябинске есть локация, которая включает в себя и улицу, и помещения, где приютилось множество сервисов. Куратор этого пространства, известного как «Белый рынок», Максим Кутепов участвовал в сессии.
— Я хотел бы начать с масштаба, — заявил Максим Кутепов. — Если будет разработана концепция без якорного доминирующего объекта, то его можно будет считать районным, ориентированным на людей, проживающих в пешеходной доступности. Для набережной городского масштаба необходима гипертрофированная функция. Что бы это могло быть? Нечто единственное в городе или самое большое. Самый большой лодочный пирс, или станция проката водного транспорта, или самая большая детская площадка в Челябинске. При таком подходе можно сформировать успешную маркетинговую стратегию, которая привлечет инвесторов. Думаю, что только якорный объект обеспечит стабильность всех показателей: целевая аудитория, величина трафика и география гостей. Учитывая наличие охранных зон, здесь невозможно построить капитальный объект. Поэтому, на мой взгляд, концепция должна подразумевать концентрированное размещение нестационарных объектов: бары, рестораны, объекты фастфуда с посадкой на открытом воздухе. Такая зона должна работать в течение пяти-шести месяцев в году. Эти форматы способны мультиплицировать себя. Вторая категория объектов — различные виды проката как водных, так и сухопутных средств передвижения. Это может быть уникальной историей для всего Челябинска.

И яхт-клуб появится у нас

Представитель движения «Челябинский урбанист» Лев Владов заявил:
— Прекрасно, что проект начинается с соучаствующего проектирования, в Челябинске этого не было. Обычно в нашей стране приходят чиновники и причиняют добро. Закатали всё в асфальт, не спросив людей. Очень хорошо, что ЧТПЗ и Wowhaus начали именно с разговора с людьми. Привлечение горожан к проектированию превращает жителей в его главных защитников. Кроме того, подобные мероприятия помогают горожанам подружиться. Важно отметить, что озеро Смолино – единственный водоем в городе, где можно развивать яхтенное дело.
Павел Крутолапов:
— Вы замечаете, что в Челябинске идет огромная работа по озеленению. И мы уже говорили, что всё это должно быть невероятного качества: приживаемость, уместность, запас прочности в наших климатических условиях.

Макрофиты — спасение озера Смолино

Вера Меркер, дендролог, директор ботанического сада ЧелГУ:
— Береговая линия Смолино действительно очень сильно заросла макрофитной растительностью, играющей положительную роль. Макрофиты, которые обычно чохом называют «камышом», выполняют важную функцию по окислению органики, попадающей в озеро. И нам важно сохранить природную составляющую этого объекта при проектировании. Это гидрологический памятник природы, на карте города таких мест немного. Смолино относится к ряду озер, приуроченных к разломам на границе Западно-Сибирской равнины. У каждого из таких озер своя водосборная площадь. Это обширные заболоченные местности с высоким подземным стоком. Поэтому отмечается такая высокая соленость этого озера, в начале прошлого века Смолино даже считалось целебным.
Вера Меркер напомнила, что при строительстве Ленинского района болота осушались, поэтому исчезал подземный сток. Но появилась ливневая канализация, что привело к опреснению воды. Однако детального баланса озера сегодня нет. Озера такого типа имеют большую динамику уровня воды. Стабилизация уровня была бы хорошим выходом. Что касается проекта, это хорошо — наш город преображается, это заметно, особенно за последний год.

Эксперт отметила, какие моменты при проектировании нужно проработать:

  • зонировать территорию, чтобы учесть существующие зоны рекреации;
  • учесть все поверхностные стоки, облагородить их и нивелировать негативное влияние на озеро;
  • учесть зоны существующей макрофитной растительности, она очень важна для сохранения естественной природы озера.
Вера Меркер заметила, что мало кто сможет спрогнозировать уровень Смолино, но можно как-то урегулировать поверхностный сток и как-то стабилизировать уровень воды в озере.
— Еще в 2005 году мы обнаруживали виды, занесенные в Красную книгу. Сейчас, очевидно, ничего редкого там не осталось. Если будет организована такая работа — готова подключиться. Главное — оставить макрофитные растения, — сказала Вера Меркер.

Чем сегодня заняты эксперты архитектурного бюро Wowhaus?

Олег Шапиро рассказал, что уже три недели в городе работают ребята из «Лаборатории гражданской инженерии». Это они проводят глубинные интервью жителей. Социологи уже провели более 260 исследований. Значительный процент жителей хотел бы проводить свободное время за городом; конечно, на Южном Урале красивая природа, но это еще и означает, что в городе мало мест, где хочется побыть.
— И мы сейчас смотрим, что там может быть рекреационного. Важно организовать здесь жизнь, но нельзя игнорировать большое количество детей здесь. Более 61% жителей воспитывают детей. Для города очень полезно, чтобы там было еще одно место притяжения. Местные жители этому изо всех сил сопротивляются, поэтому реализовывать проект нужно очень аккуратно, — уточнил Олег Шапиро, отметив, что очень рад, что в Челябинске есть экологическое сознание. — Экологическая проблема водной поверхности есть в России везде. В Дербенте и Севастополе нельзя купаться в море, потому что туда идут сбросы. Смолино — хороший способ задуматься об этом. Конечно, в городе должна быть отдельная служба контроля стоков, особенно жидких стоков. Можно начать эту работу со Смолино. Мы учли экологические риски, но это комплексная задача.
Эксперт добавил:
— Профессиональная концепция учитывает много факторов: потенциалы, риски, в том числе финансовые. Вопрос в том, чтобы сделать рациональную и исполняемую концепцию. А мы люди абсолютно практические. Очень многие из наших проектов воплощаются. Это одна из задач, которая решается соучаствующим проектированием, — сделать проект красивым, но реализуемым.
Отметим, проект набережной Смолино в настоящее время осуществляется на средства ЧТПЗ (пока компания выделяет 10 млн рублей), бюджетных средств там пока нет.

Редакция «Вечернего Челябинска» не имеет коммерческих отношений с лицами и организациями, упомянутыми в данном материале.

Фото из телеграм-канала «Вечерка»

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!