Меню

Мы писали, мы писали...

23.12.2013 08:57 50 - 51 (211 - 212)

В минувшую пятницу, 20 декабря, мы готовили в печать последний, юбилейный, 50-й (и 51-й) номер в уходящем году. В этом выпуске газеты «Вечерний Челябинск. Управдом» мы постарались вспомнить о самых важных темах, которым были посвящены страницы нашего издания в течение всего 2013 года. Итак, о чем же писал «Управдом»?

Про новое министерство строительства и ЖКХ

Президент РФ Владимир Путин назначил экс-губернатора Ивановской области Михаила Меня главой вновь создающегося Министерства строительства и ЖКХ. Напомним, что прежде функции Минстроя выполняло Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), основанное в мае прошлого года.

Мень заявил, что к работе готов, и назвал ключевые цели, стоящие перед Минстроем. Так, министр намерен привлечь в сектор ЖКХ частных инвесторов, озаботиться ремонтом многоквартирных домов и пресечь возможный рост тарифов на коммунальные услуги. На повестке дня также стоит переселение людей из аварийного жилья и сокращение цен на строительство.

Про тарифы

С 1 июля во всех регионах России повышаются тарифы на коммунальные услуги. Чтобы минимизировать финансовую нагрузку на домашний бюджет южноуральцев, правительство Челябинской области и экспертное сообщество разработали ряд действенных социальных мер.

— В Челябинской области с 1 июля, с учетом снижения тарифов на тепловую энергию, суммарный рост платежа граждан не превысит 12 процентов. В среднем по году подорожание коммунальных услуг для населения составит не более шести процентов, — говорит Сергей Шаль. — Для этого были подготовлены и внесены в Законодательное собрание два проекта изменений в законодательство Челябинской области.

Во-первых, о введении льготного тарифа на тепловую энергию для населения. Поставщикам ресурсов будет выделяться субсидия. На эти цели из областного бюджета будет выделено порядка 500 миллионов рублей. Второе изменение касается оказания адресной социальной помощи отдельным категориям граждан.

Про капремонт

 
 
В конце декабря минувшего 2012 года вступили в силу изменения в российское жилищное законодательство. В ближайшее время собственники многоквартирных домов (МКД) Челябинска будут получать квитанции, в которые после нескольких лет отсутствия будет возвращена статья расходов «Капитальный ремонт». Данная мера позволит по мере необходимости обеспечить дома гарантированным капитальным ремонтом.

Квитанции с новой графой, в которой будут указаны расходы на капремонт (шесть рублей с квадратного метра общей площади), южноуральцы получат не раньше мая 2014 года.

В настоящее время на Южном Урале создана новая структура — региональный оператор, который будет заниматься вопросами организации капремонтов.

— В этом году необходимо утвердить программу капитальных ремонтов, в которую войдут все многоквартирные дома на территории Челябинской области, — говорит министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Виктор Тупикин. — В ней должно быть определено, когда проводить капитальный ремонт, какие виды работ предусмотрены и так далее. Для этого надо иметь информацию о конкретных технических параметрах каждого многоквартирного дома: в каком состоянии находятся сети, кровля, несущие конструкции и так далее.

Эти данные должны внести в систему мониторинга БАРС управляющие компании. Но ситуация, по словам главы регионального минстроя, осложняется тем, что информацию предоставили только 25 муниципалитетов. При этом в большинстве случаев данные о технических характеристиках домов отсутствуют. А без этого невозможно разработать программу капитальных ремонтов. Особо проблемные территории — Магнитогорск, где технические параметры заполнены всего на 2,5 процента, Миасс (4,9 процента), Еткуль (5,2 процента).

— Согласно Жилищному кодексу, через четыре месяца с момента утверждения программы жители начнут получать квитанции с платой за капремонт, — объясняет Виктор Тупикин. — Если примем программу в декабре, значит, в мае будет начислена плата за капитальный ремонт. До этого собственникам дается два месяца, чтобы принять решение о том, какой вид платы они выберут. Это может быть либо региональный оператор, либо ТСЖ. Открывается специальный счет, на котором будут аккумулироваться средства.

Про Росреестр

Одной из самых востребованных услуг, оказанных управлением Росреестра по Челябинской области в электронном формате, является получение выписки из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

Эта услуга доступна гражданам и юридическим лицам посредством сервиса «Запрос о предоставлении сведений ЕГРП». Запущен этот сервис был в апреле 2011 года, но заработал в полную силу только сейчас. Еще одним нововведением стало внедрение в конце 2012 года сервиса «Запрос к информационному ресурсу». Для доступа управление выдало более 90 ключей доступа к Госреестру. Напомним, через сервис предоставляется доступ к информации об объектах недвижимости в ЕГРП и происходящих с ними изменениях в режиме реального времени.

Также мы рассказывали про возможности выездного оформления документов, регулярные горячие линии по телефону и ответы на самые важные вопросы горожан.

Про общедомовые счетчики

 
 
Установка общедомовых счетчиков энергоресурсов производится во исполнение требования 261-го Федерального закона. До 1 июля 2012 года установка приборов могла пройти по инициативе собственников. Как отмечают эксперты, совсем немногие челябинцы воспользовались данным правом. Теперь же по федеральному закону установка ложится на плечи ресурсоснабжающих компаний. Однако не стоит думать, что и заплатят за приборы соответствующие организации. Если раньше право выбора прибора и опций было у собственника, то теперь это прерогатива ресурсо-снабжающих компаний. Тем не менее закону не будет противоречить установка оборудования по инициативе жильцов, и в случае если вы проявите активность и решите установить прибор, не дожидаясь прихода коммунальщиков, а совместно с управляющей компанией, то вы не только выбираете приборы, но и имеете возможность сэкономить на монтаже оборудования, установив приборы комплексно.

В домах без счетчиков вырастут нормативы потребления. При этом повышающие коэффициенты будут применяться как в случае отсутствия общедомовых, так и квартирных счетчиков (если есть техническая возможность их установить). Повышение составит 10 процентов с 1 января 2015 года и будет увеличиваться каждые полгода — до 50 процентов к 31 декабря 2016 года.

Про переселение из аварийного жилья

Правление государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» одобрило заявки Челябинской области на предоставление финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (в том числе и в малоэтажные дома) и проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

В 2013 году Челябинская область на переселение из аварийного жилья получит от Фонда ЖКХ 837,6 млн рублей, из областного бюджета будет выделено 300 млн рублей, уточнили в региональном минстрое. Реализация программных мероприятий за период 2013 — 2014 гг. позволит расселить в 13 муниципальных образованиях 156 жилых домов общей площадью 50 725,77 кв. м. В результате реализации программы будут улучшены условия проживания 2621 человека.

На проведение капремонта в многоквартирных домах фонд выделил 182,5 млн рублей. Общий объем финансирования составит 392,1 млн рублей. На данные средства планируется отремонтировать 154 многоквартирных дома на территории 16 муниципальных образований области. В результате реализации программы будут улучшены условия проживания более 13 тысяч человек.

Про отопление

Отопительный сезон в 2013 году закончился 25 апреля, а начался 1 октября. Горожане оплачивали услугу и в апреле, и в мае. Согласно решению Государственного комитета «Единый тарифный орган» общая сумма платы за отопление в течение холодного сезона распределяется равными долями на восемь месяцев. Облегченные квитанции без платы за тепло челябинцы будут получать с июня по сентябрь.

Отметим, что осенью отопительный сезон стартовал даже несколько раньше официально зарегистрированного среднесуточного температурного минимума, равного 8 градусам Цельсия. Напомним, что в связи с прохладной погодой горожане начали обращаться с просьбами поскорее включить батареи и городские власти пошли навстречу челябинцам. Тепло появилось в течение трех дней. Как раз вовремя, так как погода стала еще прохладнее.

Четкий старт отопительного сезона и качество теплоносителя были обеспечены благодаря планомерной реализации программы модернизации котельных Южного Урала.

Впервые задачу модернизации муниципального теплокоммунального хозяйства губернатор озвучил в начале 2011 года. Тогда же прозвучали цифры: в Челябинской области эксплуатируется свыше 150 неэффективных теплоисточников — почти 20 процентов всей коммунальной теплоэнергетики региона.

До 2010 года в области ежегодно обновлялось или строилось заново всего пять-шесть котельных. По подсчетам специалистов, такими темпами обновление теплокоммунального хозяйства региона закончилось бы только к 2040 году. При этом убытки областного и местных бюджетов от эксплуатации неэффективных котельных составляли до 270 млн рублей ежегодно.

За 2011 — 2013 годы проведена работа с более чем 100 потенциальными инвесторами. В 2011 — 2012 годах реконструировано, заменено либо выведено из эксплуатации с переводом потребителей на индивидуальное отопление 87 неэффективных котельных, по которым ранее убытки составляли около 170 млн рублей в год. При этом привлечены средства инвесторов в размере около одного миллиарда рублей Из областного бюджета выделено около 700 млн рублей. В целом за три года в Челябинской области модернизировано свыше 60 процентов муниципальных котельных.

Напомним, что плата за отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения составит:

2013 год

— за октябрь 0,0322 х 934,43 = 30,09 руб/кв. м общей площади;

— за ноябрь — декабрь 0,0366 х 934,43 = 34,20 руб/кв. м общей площади;

2014 год

— за январь, февраль, март, апрель 0,0366 x 934,43 = 34,20 руб/кв. м общей площади;

— за май 0,0122 x934,43 = 11,40 руб/кв. м общей площади.

Про опрессовку

 
 
Подготовка котельных, тепловых сетей и систем теплоснабжения к следующему отопительному сезону стартовала 13 мая. Всего успешно состоялось семь этапов городских опрессовок.

Согласно соответствующему СанПиНу 2.1.4.2496-09 от главного государственного санитарного врача РФ, вступившему в силу 2 июня 2009 года, отключение горячей воды не должно длиться более 14 дней. За пять лет действия измененных санитарных норм в столице Южного Урала идет планомерная работа по сокращению сроков проведения испытаний. При этом в некоторые дома горячая вода зачастую возвращалась даже ранее регламентированного срока.

В действующем документе есть множество тонкостей и нюансов. К примеру, многие горожане радостно останавливаются на строчке «Отключение горячей воды на срок не более 14 дней» и дальше не читают. Однако, согласно тому же СанПиНу, если при опрессовке возникла необходимость провести капитальный ремонт, то сроки отключения не будут ограничены двумя неделями. Иначе ближайшей зимой горожане останутся и без тепла, и без горячей воды.

Про тротуары

В Челябинске появилось 185 новых тротуаров. Минувшим летом рабочие занялись их строительством и ремонтом. С полным перечнем дворов, которые вошли в первую целевую программу «Тротуар», можно ознакомиться на сайте городской администрации.

В нашем городе планируется построить не менее 60 тысяч квадратных метров новых тротуаров. При этом строители займутся как центром города, так и отдаленными поселками: в каждом районе Челябинска есть места, где тротуары отсутствуют, но они необходимы для безопасности пешеходов рядом с проезжей частью или там, где в плохую погоду нельзя пройти из-за грязи и луж.

Напомним, программа «Тротуар» подготовлена по поручению главы администрации Челябинска Сергея Давыдова. В основном в ее рамках будут не столько ремонтироваться старые пешеходные дорожки, сколько прокладываться новые. Мы уже писали о том, что программа разрабатывалась с участием администраций районов, депутатов городской думы, а также с учетом мнения горожан.

Про дворы

Жители более 120 домов Челябинска уже в текущем году порадовались своему собственному реконструированному двору.

Все работы по благоустройству дворовых территорий в обязательном порядке согласовывались с жильцами близлежащих домов. Окончательные проекты реконструкции утверждались общими собраниями жильцов, которые также участвовали в финансировании ремонтов. Собственники оплачивали пять процентов от общей сметной стоимости работ. Как правило, речь идет о сумме от 300 рублей за однокомнатную квартиру до 800 рублей за трехкомнатную. После того как все работы будут завершены, дворы будут передаваться в собственность жильцов. Отметим, что в 2013 году за счет бюджета города планируется отремонтировать 91 двор (118 домов) на сумму 150 миллионов рублей.

Про единый портал

В России будет создан единый централизованный портал в сфере ЖКХ.

В настоящее время в сфере ЖКХ существуют различные информационные ресурсы, которые разобщены и не дают возможности видеть целостную картину происходящего в данной сфере. Это приводит к отсутствию полной и актуальной информации в сфере ЖКХ о стоимости жилищно-коммунальных услуг, о выполненных работах, о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, взаиморасчетах населения, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Централизованная информационная система в сфере ЖКХ должна позволить обеспечить контроль населения, общественных организаций и органов власти за качеством и стоимостью оказания услуг, создать цивилизованную конкурентную среду в этой области. Отметим, что платформа для создания такого информационного ресурса уже есть — это единый портал госуслуг, на основе которого и должна работать создаваемая система ГИС ЖКХ.

При этом важно не ломать действующие региональные системы ЖКХ, а обеспечить их интеграцию по единым стандартам в портал ГИС ЖКХ. Также необходимо дать возможность субъектам, не имеющим такие системы, работать в региональном сегменте ГИС ЖКХ. При этом на портале должны в обязательном порядке отражаться все платежные документы, формируемые ресурсоснабжающими организациями или управляющими компаниями. Только тогда будет возможность увидеть реальную информацию в режиме онлайн.

Важно также обеспечить равный доступ всех финансовых институтов к данной системе, при этом не разрушив созданную в регионах инфраструктуру по оплате услуг ЖКХ. Но особенно необходим данный портал для каждого жителя России: с его помощью любой человек сможет зайти в свой личный кабинет на портале ГИС ЖКХ и посмотреть, за что он платит, увидеть как свои расчеты, так и расчеты своей управляющей компании.

Про вывоз мусора

 
 
На страницах газеты мы регулярно публиковали информацию от МУП «ГорЭкЦентр». Мы отслеживали, сколько мусора было вывезено после масштабных праздников и субботников, какие новинки существуют в сфере уборки улиц, каковы преимущества новых мусорных контейнеров, сколько баков украли за последнее время и о многом-многом другом.

К примеру, за десять дней прошлых новогодних каникул было вывезено свыше двенадцати с половиной тысяч тонн бытовых отходов. Для сравнения: за десять обычных, непраздничных, дней на городскую свалку вывозится чуть больше девяти тысяч тонн мусора.

Вывоз мусора в выходные дни связан с дополнительными проблемами. Жители оставляют свои автомобили возле контейнерных площадок, тем самым перекрывая подъездные пути для мусоровозов. Спецтехника не может подъехать к контейнерам для выгрузки отходов, и на контейнерных площадках образуются кучи мусора. Мусоровозы вынуждены по нескольку раз возвращаться на одну и ту же площадку. В связи с этим МУП «ГорЭкоЦентр» уже традиционно призывает автовладельцев не оставлять свои автомобили возле контейнерных площадок и на подъездных путях к ним.

Про коммунального омбудсмена

Анатолий Вершинин рассказал о проекте «Коммунальный инспектор», стартовавшем в начале 2013 года. За это время в оперативный штаб по противодействию нарушениям в сфере ЖКХ по Челябинской области поступило почти десять тысяч обращений и жалоб.

Большинство обращений связано с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги. На втором месте жалобы на хамство обслуживающего персонала управляющих компаний, с чем мы будем работать в первую очередь. Еще одна проблема — это непонимание собственниками жилья своих прав, норм Жилищного кодекса. Очень распространена ситуация, когда управляющая организация навязывает жильцам более выгодный для нее вариант договора или отказывается принимать протокол собрания собственников, который обязателен к исполнению.

Вершинин уверен, что необходимо продолжать работу с населением и собственниками жилья, разъяснять им их права и обязанности, обучать самостоятельно отстаивать свои интересы. Также отдельный пласт проблем — это недобросовестные управляющие компании, к которым необходимо применять меры общественного реагирования, подключать правоохранительные органы и добиваться, чтобы они оказывали качественные услуги тем, кто заключил с ними договор.

Анатолий Вершинин напомнил, что для приема обращений граждан действует горячая линия. По телефону 267-96-63 можно рассказать о проблеме и получить помощь. Специалисты готовы приглашать к себе, обсуждать проблемы, обучать, консультировать, оказывать поддержку всем обратившимся.

Про субботники

 
 
1 апреля в Челябинске начался традиционный весенний субботник. Как оказалось, в этом году уборка города растянулась почти на два месяца. По данным главы управления ЖКХ администрации Челябинска Сергея Кочеткова, за весенний период было вывезено более 72,5 тысячи кубометров мусора.

— Для учета грузовиков, отправляющихся на свалку, мы специально выдавали талончики, — рассказал Сергей Кочетков. — Всего на свалке приняли 9067 таких пропускных документов. Это чуть меньше, чем в прошлом году.

Отметим, что талончики являются своеобразным учетным документом и пропуском для вывоза мусора после санитарной уборки города. Они необходимы и для того, чтобы на свалке бесплатно принимали только машины от управляющих компаний.

Как отметил Сергей Кочетков, совместными усилиями львиная доля мусора была убрана уже ко Дню Победы. Общими усилиями специалисты управляющих компаний, горожане и даже сотрудники администрации смогли быстро привести город в порядок.

Про восстановление парков

Этим летом в Челябинске появились три новых парка для отдыха горожан. В областном центре начали приводить в порядок площадки, по которым гуляли еще наши родители.

Городские власти намерены восстановить каждую забытую площадку для отдыха. Работы на таких объектах, как сквер «Молодежный», парк Дружбы на Северо-Востоке, сквер у ДК «Станкомаш» и сквер Победы по Коммунистической, начались уже в прошлом году. Они были продолжены и в этом. Также в порядок привели еще три крупных парка: Никольскую рощу, сквер у ДК энергетиков и парк за ДК имени Колющенко.

Про дороги

По поручению главы администрации Челябинска Сергея Давыдова в городе был проведен анализ состояния дорожного покрытия. Работа была разделена на три блока: исследовались дороги, которые ремонтировались и строились в 2011 — 2012 годах, внутриквартальные проезды и дорожное полотно, которое не реконструировалось в последние два года.

По словам замглавы администрации города по дорожному хозяйству Владимира Алейникова, за прошлые два года было построено или капитально отремонтировано 1,2 млн квадратных метров дорожного полотна. Серьезные претензии касаются примерно трех тысяч квадратных метров, это около одного процента. Подрядные организации, которые выполняли дорожные работы, восстановили дороги в рамках гарантийных обязательств. В этом году из муниципального бюджета были выделены дополнительные средства на ремонт самых разбитых межквартальных проездов.

Самым важным решением года стал вопрос транспортного сообщения с микрорайоном Чурилово. Городские власти предусмотрели несколько вариантов разрядки автомобильного напряжения, и уже осенью жители поселка перестали томиться в многочасовых пробках. Летом начался ремонт и расширение многострадальной улицы Линейной, которая в настоящий момент является единственной транспортной артерией, соединяющей поселок и город.

Также в новый микрорайон была проложена десятиметровая автомобильная дорога от улицы Хохрякова, которая соединила Чурилово с северо-восточной частью Челябинска. Временно ее выполнили из насыпного материала, однако по ней без труда может проехать любая легковушка. В дальнейшем временное покрытие заменят на постоянное. Но уже в текущем году эта дорога вполовину разгрузила транспортные потоки из микрорайона.

Про неплательщиков

Сотрудникам управляющих компаний теперь будет разрешено составлять акт о количестве незарегистрированных жильцов для последующего перерасчета квартплаты. Основанием для этого может служить протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 КоАП.

— Два года понадобилось на осознание необходимости этих процедур, — говорят эксперты. — Но привязывать перерасчет только к протоколу об административном нарушении неправильно. Судите сами: оплата за временных жильцов должна производиться, если они проживают и пользуются в квартире коммунальными услугами более пяти дней, но при этом только пребывание без регистрации свыше 90 дней является административным нарушением. Отметим, что такие расхождения в нормативных документах приведут к большому количеству жалоб и судебных разбирательств. Однако работу по выявлению таких жителей кто-то должен вести. Теперь эти обязательства возложены на управляющие компании.

Про конкурсы

Завершает наш обзор самое любимое — конкурсы! За год мы успели рассказать нашим читателям о множестве самых разно-образных состязаний. Это были и конкурсы профессионального мастерства, и соревнования между сантехниками, токарями, электриками, водителями и многими другими рабочими специальностями.

Мы писали о том, какой район и двор были самыми цветущими и чистыми, какие клумбы самые красочные, а какие цветы и плоды — самыми лучшими. Весьма порадовала нас и победа во всероссийском конкурсе лучших инвестиционных программ на лучшую программу модернизации сетей теплоснабжения. Лучшим проектом субъекта малого и среднего предпринимательства был признан проект из Челябинской области по подведению и модернизации сетей теплоснабжения в городе Бакале, осуществленный саткинской фирмой «Урал Энерго Девелопмент».

Ну и, конечно же, мы не могли не вспомнить о главном конкурсе редакции на звание лучшей управляющей компании, традиционно проведенном под эгидой управления ЖКХ Челябинска. Заявки на участие в состязании подали десятки управляющих организаций Челябинска: управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ДЕЗы. О каждой из них были напечатаны материалы в газете «Вечерний Челябинск. Управдом». И в течение трех месяцев рассказывали о самом важном, грустном и смешном, трудном и успешном в работе каждой управляющей организации. И буквально в начале декабря самым лучшим управляющим организациям были вручены почетные грамоты и подарки в главном зале городской администрации из рук руководителя управления ЖКХ Челябинска Александра Кочеткова.

Редакция газеты «Вечерний Челябинск. Управдом» от всей души поздравляет своих читателей с наступающим Новым годом и гарантирует, что в следующем году мы также будем писать только самую актуальную, важную и нужную каждому горожанину информацию из сферы ЖКХ.

Фото Вячеслава НИКУЛИНА.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»