Меню

Явление храма Богоявления Господня

20.12.2013 11:14 99 (11710)


Бело-голубая церковь с позолоченными куполами и крестами стоит в центральной части города Миасса. Рядом на возвышенности расположились новостройки многоэтажек. Но они теряются на фоне столь монументального произведения архитекторов и строителей.

История праздника

Богоявление — христианский праздник, уходящий корнями в древность. По-другому именовался так: Явление, Эпифания. Еще во II веке у Климента Александрийского есть упоминания об этом празднике. Постепенно в разных христианских традициях этот праздник сильно преображался (например, из него уже выделилось Рождество Христово), поэтому в настоящее время различные церкви празднуют Богоявление по-разному.

Так сложилось, что в православной традиции праздник Богоявления потерял связь с рождественскими событиями и по смыслу стал близок с Крещением. В итоге за одним и тем же праздником закрепилось два названия: Богоявление и Крещение. По-новому стали объяснять слово «Богоявление». При Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя».

Крещение — один из главных праздников христианской церкви. Начинается он вечером 18 января, когда православный народ отмечает Крещенский сочельник. На праздник Богоявления, или Крещения, освящают воду. Этот обряд проводится прямо на водоемах в специально пробитых прорубях в форме креста, которые именуются «иордань». Это дань событиям давних лет: Иисус Христос крестился в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях. Считалось, что в иордань уходит вся нечисть, которая куролесила во время Святок.

Принято считать, что крещенская вода является целебной, дает силу, изгоняет болезнь. Иоанн Златоуст в своей проповеди так говорил о чудесных свойствах крещенской воды: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

История рождения храма

Миасскую церковь Богоявления Гос-подня принялись строить еще в 1994 году. Точнее, именно тогда был заложен и освящен первый камень будущего храма. Через год начали рыть котлован под закладку фундамента. Позже был возведен цокольный этаж, в котором уже велись церковные службы. Но череда печальных событий (смерть настоятеля храма отца Анатолия в 1998 году, банкротство автозавода) заморозила строительство здания, на четыре года о церкви забыли.

В 2002 году благодаря прихожанам и новому настоятелю храма отцу Игорю строительство церкви возобновилось. Но всех заинтересованных продолжали мучить вопросы, какая судьба будет у храма, что станет с недостроенным зданием, когда его за долги выставят на торги, что делать, если новый хозяин решит использовать это строение вовсе не для богоугодного дела. Такого еще не было в России!

Со временем волнения утихли по той причине, что желающих приобрести храм Богоявления Господня не нашлось. Церковь безвозмездно передали в руки Челябинской епархии Русской православной церкви. Позднее нашлись люди, неравнодушные к судьбе этого культурного сооружения. Строительство двухэтажного храма, который по первоначальным задумкам должен был вмещать 1000 прихожан, продолжилось. Уже в 2004 году руководство автозавода «Урал» и «Группы ГАЗ» выделили немалую сумму на завершение работ по строительству храма. Через год церковные стены и основные коммуникативные сооружения были готовы. К 2008-му установили купола с позолотой. Главный купол весит 3,5 тонны; остальные — по две тонны. Тогда же устанавливали и специальные подогревающиеся плиты на пол.

На звоннице храма появились колокола. Уже несколько лет при храме работает школа звонарского искусства. Здесь могут обучаться все желающие. Обучение длится три месяца и проходит на малой звоннице, которая находится внизу, на территории храма. Уже более 20 человек могут играть роль звонаря при церкви.

Фото Евгении ВЕРИГО.