Меню

*****

Езда в прошлое и обратно

20.12.2013 10:49 99 (11710)
В Челябинске завершил свою работу уникальный просветительский проект «История в лицах: Емельян Пугачев и другие». На научной конференции, посвященной итогам этого масштабного мероприятия, участники и организаторы пришли к неожиданному выводу: его нельзя остановить! Впрочем, способность к саморазвитию проекта была заложена с самого начала...

Про то, как самая читающая нация в мире перестала брать книжки в руки, сказано-пересказано. Школьники мало читают, констатировали учителя, когда компьютер начинал подкрадываться в каждый дом. Ничего не читают, завопили педагоги, когда «компик» стал неотъемлемой частью жизни детей. С отчаяния преподаватели литературы начали прибегать к комиксам и кратким пересказам, чтобы как-то приобщить молодое поколение к бесценному духовному наследию. Но от книжки потихоньку отвернулись и взрослые. Знала ли об этом Марина Волкова, продвигающая сорок проектов со своим издательством? Конечно знала. И все-таки встала на этот путь, безнадежный и скучный на первый взгляд. Ну кому придет охота заниматься просвещением в такой обстановке, требующей уже каких-то крутых мер, к примеру, ввести поголовный принудительный ликбез или что-то там еще?

К историческому наследию

Но, как сказано в одном веселом романе, плодотворная дебютная идея решает успех всей партии. Чтобы привлечь широкую общественность к истории и исторической книге, к чтению, Марина Волкова и ее единомышленники «сыграли» по-гроссмей-стерски: зашли на территорию противника, то есть в Интернет, и «атаковали» его одновременно в реальности, по сути, положив книгу в каждую руку. И вот тут-то и понадобилось совместить историю, географию и литературу воедино. А по-другому, без реального отношения, сегодня интерес не пробудишь.

— Описание и переосмысление истории всегда было одной из главных тем русской литературы, — говорит Марина Волкова, — а исторические персонажи часто становились прототипами персонажей литературных. В 2013-м совпали два юбилея — исторический и литературный. Осенью 2013-го исполнилось 240 лет с начала Крестьянской войны Емельяна Пугачева и 140 лет со дня рождения Вячеслава Яковлевича Шишкова, автора романа «Емельян Пугачев». Реальное историческое событие и его литературное переосмысление — хороший повод перечитать книги о том времени. Вспомнить историю, провести параллели с днем сегодняшним.

По словам регионального министра образования Александра Кузнецова, чье ведомство активно поддержало проект, Вячеслав Шишков для Южного Урала «больше, чем поэт». Он — автор романа «Емельян Пугачев», над которым трудился более семи лет и в итоге «поднял национальное и историческое самосознание жителей Южного Урала».

— У нас есть свое историческое наследие, которое требуется хранить и приумножать, — подчеркнул министр. Кстати, главный редактор издания «Соседи» Ирина Парфентьева тоже отозвалась о проекте «История в лицах» пусть кратко, но емко: «Замечательный проект, надеюсь, он тоже войдет в историю». «Соседи» вложили свою существенную лепту в его реализацию. Публикации материалов вышли тиражом в 400 тысяч.

Автопробегом «ударили» по невежеству

— Меня потрясла в свое время мысль, что гражданская война и пугачевская война сошлись в одном месте, — призналась Марина Волкова. — В этом смысле Челябинская область, получается, самая кровавая точка на карте России. Так произошло. Поэтому мы решили идти в наших расследованиях от судьбы человека к судьбе народа, от истории места к истории страны. У каждой улицы должен быть свой поэт.

Первая часть проекта «История в лицах» — автопробег, который назвали «Список Пугачева». Десятки имен, названий населенных пунктов в романе Шишкова манили участников проекта. Автопробег проходил с 24 сентября по 2 октября. Проехали, правда, только часть маршрута, по которому «прогулялся» Пугачев. Из 6500 километров проехали «всего» 2200.

В каждом населенном пункте встречались и не только в связи с историческим или литературным Пугачевым. Проводили те мероприятия, которые заказывали на местах. Мастер-классы для педагогов, поэтические встречи, лекции, на которых даже учили, как пользоваться Интернетом.

Масштабная просветительская экспедиция не получилась бы, по признанию организаторов, не появись у проекта 80 добровольных помощников и не подключись 40 организаций. Маршрут пробега проходил через Чебаркуль, Златоуст, Сатку. Потом доехали до Белорецка, а оттуда направились в Оренбург и Оренбургскую область. Там взяли курс на Магнитогорск, потом был Троицк и, наконец, вернулись в Челябинск. Все, что происходило в автопробеге, фиксировалось на фото и видео. Фоторепортажи тут же выкладывались в Сеть.

Специально для проекта «История в лицах» персонажи романа были распределены по конкретным географическим местам Крестьянской войны. Таким образом, у жителей этих населенных пунктов появилась уникальная возможность познакомиться с именами и историей своих предков. А что еще может побудить современников заняться изучением своего рода и истории места?

— Это было потрясением, — говорит Марина Волкова, — я не ожидала, что может быть такое. Семь населенных пунктов, 24 мероприятия, в которых приняли участие 1800 человек. Но никуда не деть грустные выводы: Шишкова никто не читал. Большая часть старшеклассников и студентов вообще ничего не знали о событиях того времени. У нас был географический словарь по роману Шишкова. И фамилии, привязанные, например, к Сатке, Троицку и так далее. Но до конца списка не дошли, потому что вынуждены были заниматься ликбезом. Уровень исторических знаний очень низок. Зато приятно удивил хороший уровень краеведческой работы, например, в Троицке.

А теперь все — в Интернет

Вторая часть большой просветительской стратегии разворачивалась полностью в Интернете. На портале «Открытый класс» было организовано сообщество «По следам Пугачева», которое и продолжило проект «История в лицах». Подключились к идее 64 команды из 44 регионов. Темами никто не был ограничен. История, литература, география, краеведение, генеалогия, литературоведение — вот далеко не полный перечень дисциплин, в которых можно было с увлечением трудиться. Не удивительно, что по совокупности работ легко было приступить к созданию энциклопедии, которую сегодня поддерживают 44 интернет-ресурса. «Ядро» энциклопедии делали 64 педагога и 78 учащихся. Всего участвовало в этой работе 235 человек.

— Проект обязательно будет развиваться, — уверены специалисты Челябинского управления образования. — Через несколько лет роман «Емельян Пугачев» будет в актуальном списке.

На это Марина Волкова заметила, что продублировать проект можно и на другом материале. Например, «Путешествие из Петербурга в Москву».

Супермодератор сайта «Открытый класс» и сетевой координатор сообщества для учителей-филологов, сетевой координатор проекта «По следам Пугачева» Юлия Дудко говорит:

— Проблема чтения у подростков стоит последние десять лет. Но и для старшего поколения Сеть — это нечто не родное. Зато для ребят цифровая среда — органичное пространство. Поэтому воспитывать молодое поколение следует при помощи новых средств, вот так, как мы делали энциклопедию «По следам Пугачева». Перед ребятами была поставлена задача — изучить материалы в бумажном и электронном варианте. Для меня было важно привести их к книге. Результат был потрясающим.

«Мы получили массу знаний»

На итоговой конференции, которая проходила недавно в областной публичной библиотеке, собралось немало гостей. Была делегация школьников даже с Камчатки. Но кому играть первую скрипку, как не челябинским учащимся? И они «сыграли». Ребята из 155-й школы рассказали о своей работе в проекте и впечатлениях даже в специальном буклете, который и издали самостоятельно.

Ученица 10-го класса Катя Шмелева: «Это было увлекательное путешествие в историю нашей страны и нашего края. Мы многое узнали о семье предводителя Крестьянской войны, его соратниках и врагах. Работа над проектом далась мне нелегко. Но я рада, что смогла в нем поучаствовать. У нас была замечательная команда. Мы помогали друг другу и делились той информацией, которую каждый из нас смог найти. Мы изучали изображения Емельяна Пугачева. Я научилась работать в команде и узнала огромное количество интернет-сервисов, которые помогают работать самостоятельно».

А десятиклассница Маша Орлова построила карту мест, которые посещал Пугачев. Она говорит, что работать было интересно. Надо было отметить при помощи «Google карты» все города и поселки, связанные с восстанием.

Ученица 10-го класса Асмик Маквецян взялась составить обобщенный портрет исторической личности со всех сторон — как положительных, так и отрицательных. По ее признанию, пришлось не только изучать исторический материал, но и использовать другие формы работы — выполнять самостоятельные задания, анализируя позиции, сравнивая мнения, сформировавшиеся в разные периоды.

Катя Швагер, тоже ученица 155-й школы, была занята топонимической народной картой, которую можно увидеть в Интернете.

— Я думаю, что полученные знания мне пригодятся в будущем для создания новых проектов, — сказала Катя.

Десятиклассница Света Жук работала в проекте над созданием фотофильма.

— Моя работа была посвящена лицам в истории и живописи, — сказала ученица. — Я очень рада, что приняла участие в этом проекте. Конечно, пришлось посвятить этому много времени. Но это того стоило.

Мало того, в проекте приняли участие и младшие школьники, и вполне солидные взрослые. А это дает надежду, что приохотить к чтению нас всех можно. И автопробегом, и личным интересом.

Фото с портала Марины ВОЛКОВОЙ.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other