Меню

Насосная станция, москвичи и мятые фасады

20.12.2013 10:02 99 (11710)


Челябинка Екатерина Куюнова в конце ноября одержала победу на IV Фестивале инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект — 2013» в Москве. Проект 23-летнего архитектора и ее научного руководителя Евгении Рябовой занял первое место на престижных архитектурных конкурсах «Фасадометрия» и «Драгоценное тепло», прошедших в рамках фестиваля. Выпускница архитектурного факультета ЮУрГУ и ее преподаватель выиграли в сумме 500 тысяч рублей. О том, как приняли челябинцев в московских архитектурных кругах и что нужно знать школьникам, мечтающим стать дизайнерами интерьеров, Екатерина Куюнова рассказала корреспонденту «ВЧ».

— Катя, поздравляем с победой! Ты впервые выставляла проект на архитектурный конкурс?
— Да, это мое первое участие в конкурсах. Вообще, идея поучаствовать в фестивале пришла моему научному руководителю Евгении Константиновне Рябовой. Однажды она мне позвонила и предложила принять участие в этих конкурсах. Если честно, мне было жалко время, я не думала, что мы победим, но Евгения Константиновна меня убедила. Мы долго работали и в итоге выставили мой дипломный проект на конкурс для действующих архитекторов. Сейчас я ей благодарна.

— Трудно было выбрать направление для проекта?
— Нет, моей специализацией в университете была промышленная архитектура, поэтому я решила выполнить проект в модном сейчас направлении реновации промышленных зданий. В больших городах зачастую старые заводы находятся в центре. Многие из этих заводов являются бесхозными, а земля в центре дорогая, поэтому их часто преобразуют в жилье премиум-класса. В США реновация пришедших в упадок промышленных районов уже активно продвигалась с 50-х годов XX века. Сейчас это направление дошло и до Челябинска. Например, реновация завода «Полет» на пересечении улиц Лесопарковой и Сони Кривой.

— В чем заключается концепция вашего проекта?
— Мы создали проект жилого комплекса со встроенными арт-студиями на основе реновации старой насосной станции. Эта станция находится в центре города, на пересечении улиц Труда и Энгельса. Это оптимальное местоположение для жилого комплекса. Отличительной особенностью нашего проекта является создание комфортабельной жилой зоны с отдельным рабочим блоком. На территории комплекса существует отдельно стоящий творческий общественный блок, в котором расположены магазин арт-товаров, учебные классы декоративно-прикладного искусства, творческие мастерские, кинозал и арт-кафе. То есть наш комплекс не только жилой, но в нем можно работать, творчески развиваться и приятно проводить время, общаясь с близкими по духу людьми. Группа зданий, выполненная в этом проекте, включает в себя большое количество функций. Поэтому комплекс мог бы стать центром притяжения творческих людей в городе. Причем такие центры уже существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске.

— Жилой комплекс в вашем проекте рассчитан на горожан среднего класса?
— Нет, в состав комплекса входит жилая площадь разных классов: «эконом», «комфорт-класс», «бизнес-класс», «элит-класс». Здесь есть и студии, и трехуровневые квартиры. Мы провели статистическую работу. Для проекта учитывали разный состав семьи. Есть квартиры для семей с одним ребенком, двумя детьми, а также семей без детей.

— Как ты собирала исходные данные для реконструкции? Ты их узнала в самой насосной станции?
— Исходные данные собрать было трудно. Каждый раз, когда я приходила на насосную станцию, главного инженера не было на месте. Приходилось фотографировать план эвакуации и по нему прикидывать габариты здания. Вообще, собирала данные всеми правдами и неправдами.

— Расскажи подробнее о конкурсах. Что именно учитывали организаторы при выставлении оценок?
— В рамках фестиваля проходило несколько конкурсов. «Драгоценное тепло» и «Фасадометрия» — это коммерческие конкурсы. Например, фирма, которая организовала «Фасадометрию», ставила условие, чтобы в проектах фасады зданий создавались определенными материалами. Нужно было сочетать современные архитектурные идеи с техническими характеристиками фасадной системы «мокрого» типа. «Мокрый» фасад — это штукатурка, ее мы удачно реализовали в нашей работе. В проекте были реализованы такие модные тенденции в архитектуре, как мятые фасады, выглядящие как смятый лист бумаги. Также соблюдались принципы зеленой архитектуры. По условиям конкурса «Драгоценное тепло» нужно было сделать так, чтобы в проекте применялся особый утеплитель — пенополистирол. Это условие хорошо подходило нашему проекту, потому что старый завод нужно было значительно утеплить, чтобы сделать из него жилой дом. И мы утепляли все на свете: фундамент, крыши, стены. Изначально мы не привязывались к определенному утеплителю, но для конкурса взяли свойства этого утеплителя и сделали теплорасчет.

— Кто был главным соперником для вас на этих конкурсах?
— Я не могу выделить главных соперников. У многих конкурсантов были сильные работы. В рамках фестиваля проходил еще и «Зеленый конкурс». Вот в нем лучше всего себя проявили европейцы, потому что у них это современное направление развито широко. Вообще, география конкурсов обширная: это архитекторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, а также Литвы, Украины, Казахстана.

— Какие впечатления остались от фестиваля и поездки в Москву?
— Вначале мне не верилось, что наша работа может выиграть в таких престижных конкурсах. Конечно, я понимала, что мы не зря полгода работали только над проектом, вложили в него все наши силы и знания, но в голове был стереотип, что выигрывают только те, у кого есть связи. Скорее всего, москвичи. Когда нас вызвали на сцену для награждения, Евгения Константиновна выступила с яркой речью о том, что на фестивале никто не ожидал от челябинцев такой работы, но мы обошли не только екатеринбуржцев, но и московских архитекторов в конкурсе и доказали своим примером, что и в провинции можно творчески расти. И после этой речи к нам подошел один из организаторов фестиваля и сказал, что родом из Коркино и очень любит Южный Урал. Потом подходили участники конкурса и рассказывали нам, что бывали в Челябинске, у кого-то здесь живут родственники. В общем, мы стали популярными людьми на фестивале и всем хотелось с нами пообщаться, потому что мы из Челябинска и им понравилась наша работа.

— После этих побед тебе не захотелось уехать в столицу?
— В конце фестиваля ко мне подошел знаменитый московский архитектор Юрий Виссарионов и предложил работать в Москве. Причем это было серьезное предложение, а не просто так брошенная фраза. Он мне оставил свой номер на салфетке. Но, пообщавшись с москвичами, я узнала, что на начальном уровне зарплата у меня будет такая же, как здесь, в Челябинске. Только в нашем городе на нее можно жить достойно, а в Москве на эти деньги можно только выживать, снимая комнату рядом с последней остановкой на ветке метро. Поэтому пока не планирую переезжать из Челябинска. Эта победа дала мне уверенность в том, что и здесь можно расти и достигать профессиональных вершин в карьере.

— Расскажи о планах на будущее. Ты уже планируешь участие в других конкурсах?
— Сейчас я хочу отдохнуть от конкурсов. С сентября я работаю в одной из лучших строительных компаний региона. Мне очень нравится, чем я занимаюсь, — это градостроительство. А на конкурс нужно тратить очень много времени. Этот дипломный проект я делала полгода, все время уходило на него, поэтому я не работала. Но конкурсы я тоже не оставлю. Просто, совмещая конкурс с работой, придется тратить на проект не полгода, а год и даже больше. Но эти трудности со временем меня не остановят.

— Что бы ты посоветовала юным челябинцам, которые хотят стать архитекторами или дизайнерами?
— Учить английский язык. Это как минимум. А так и немецкий тоже нужен. На фестивале некоторые мастер-классы проводились на датском. Мой английский несовершенен. И приходится часто рыться в словарях, когда работаю с различными программами. Одна моя знакомая решила переехать в Англию и работать там архитектором. Я спросила ее, как по-английски бетон, она не знала, но сказала, что это можно все выучить. Конечно, можно, но учить надо со школьной скамьи, без знания грамматики языка никакого общения не будет. Также студентам-архитекторам нужно с первого курса идти работать, потому что только на знании теории карьеру в архитектуре не сделаешь. Многие первокурсники так же, как и я раньше, думали, что на работе им разрешат творить, создавать самые смелые проекты. Но в жизни это не так. Нужно иметь дело с заказчиком. Поэтому нужно начинать работать как можно раньше, чтобы столкновение с реальностью для тебя не стало шоком.

— На что потратишь выигранные на конкурсах деньги?
— Если честно, мне придется потратить некоторую сумму на починку машины. Но надеюсь, что выигранных денег хватит и на поездку в Европу.

Фото из личного архива Екатерины Куюновой.