Меню

Задачка для Олимпиады

18.12.2013 11:09 98 (11709)


Как Геркулес возродился из каши и спас мир.

Новые проекты филармонии всегда ждешь с интересом: здесь не боятся ни трудностей, ни затрат, и все стараются делать по «гамбургскому» счету. О постановке спортивного мюзикла объявили еще в сентябре. Что это и как будет, представлялось с трудом, но предыдущая попытка, а именно мюзикл «Дюймовочка», намекал на перспективы роста, а участие в постановке ансамбля «Урал» и вовсе внушало надежды, что в грязь лицом не ударим даже на Олимпиаде (где, собственно, этот мюзикл и собрались показывать).

Сказано — сделано, в филармонии не привыкли откладывать в долгий ящик. В сентябре объявили, а в начале декабря уже первый прогон на зрителя сделали. Пригласили детишек и журналистов. Первых — для поддержки, вторых — для рекламы. Хотя широким зрительским массам новая работа станет доступна только с 25 декабря, решили все-таки сделать предварительные показательные выступления, хотя давно известно, что полработы не всем нужно показывать. А посему оставим за скобками само собой разумеющиеся накладки, тем не менее: музыка мелодичная, фонограмма профессиональная, костюмы фантазийные, «уральцы» обаятельные и замечательные, впрочем как всегда. И сделать-то они могут практически все что угодно, вот только бы им не мешали.

Божественная солянка

Главной помехой, к слову сказать, стало либретто. Вообще-то особенности жанра понятны: все известные мюзиклы поставлены на не менее известные литературные сюжеты, например «Ромео и Джульетта» или «Собор Парижской Богоматери». Некоторые композиторы берут за основу какой-нибудь суперпопулярный фильм — «В джазе только девушки», тоже получается неплохо. Словом, принцип простой: все герои вовлечены в запутанные драматические разборки, друзья превращаются во врагов, а враги — в друзей, герою грозят опасности, он может угодить за решетку, его сила воли вызывает восхищение, и все в том же духе. Открою страшный секрет: классная история для мюзикла — половина успеха. Не рискнув посягнуть на сюжеты Шекспира и Хаммерстайна (или хотя бы древнегреческие мифы о героях, чего далеко ходить?), в филармонии решили написать собственную историю про спорт. В некоем царстве-государстве жили-были король с королевой, принц с принцессой, жили в холе да неге, пока не выскочил в один прекрасный день из кастрюли с кашей Геркулес и не возопил, что люди совсем про спорт забыли. Принц с принцессой вылезают из кроваток и отправляются спасать мир: сначала от Дремы, потом от Кальяна (вероятно, чисто детская привычка), от Обжорства и еще парочки недругов. Спасают весьма своеобразно: дуют в волшебный свисток — прибегают амазонки, машут обручами и разгоняют злые силы. И так целых пять раз подряд в том же ритме. Потом еще немножко сам Геркулес поборолся со злым Карантином, пока главные герои в сторонке мялись. Под конец становится невыносимо скучно даже взрослым. Положение пытаются скрасить костюмы и артисты. Это получается, но ненадолго, поскольку и тем вместе с другими, по большому счету, на сцене заняться нечем, кроме как дефилировать в ритме танца. Назвали все эти незатейливые перипетии тоже незамысловато — «Виват Геркулес!» Кстати, с главным-то героем по вине авторов еще и оплошность приключилась: в филармонической версии почему-то Геркулес сыном Зевса оказался. Как так получилось, что смешались в кучу римский и греческий пантеоны? Ну зато никому не обидно.

Угадать мелодию, растянуть композицию

Дальше — больше. Как известно, музыке, пению и танцам отводятся равные доли. Конечно, желательно, чтобы хотя бы одна мелодия после просмотра осталась в голове навсегда, ну как Memory из «Кошек» или «Мария» из «Вестсайдской истории». Впрочем, надо отдать должное — мелодии получились напевные, а последний марш весьма напоминает что-то жутко популярное и строевое из советских времен. А дальше опять начинаются странности. Песни записаны на фонограмму.

— Во всех фирменных мюзиклах хоровые места записываются и идут под фонограмму, даже на Бродвее, — веско заявляет режиссер-постановщик челябинского мюзикла Сусанна Цирюк.

Впрочем, это еще полдела. На фонограмму записаны и словесные реплики, что полностью лишает артистов возможности работать, и не только с залом, но и с ролью. Герои только открывают рот, все остальное за них уже сделали дублеры из Питера.

— Ну что вы хотите? Мы же ставим не с профессиональными артистами мюзикла, — разводит руками постановщица.

Ой, а зачем же тогда вообще браться за столь тяжелый и затратный жанр?! Вот уж где-где, а в мюзикле требуются суперпрофи — лучшие певцы, лучшие танцоры, лучшие режиссеры, лучшие сценаристы. Мюзикл — как раз тот жанр, где, как говорится, или пан, или пропал. К тому же все это действо собираются не только деткам на Новый год показывать, но еще и всему миру на Олимпиаде в Сочи.

— Кстати, а вы не боитесь, что действо, перенесенное на большую площадку, просто потеряется? Для небольшой сцены в филармонии 32 человека достаточно, а для огромного стадиона?

— Ну-у-у, во-первых, еще неизвестно, что там за площадка будет, — размышляет Цирюк. — Установим дополнительный свет, растянем композицию — все будет нормально, — уверяет Сусанна.

Подвиг танцоров

Театр — искусство коллективное. Безусловно, за успех или неудачу все отвечают. Вот только автор или даже режиссер может за кулисами отсидеться, отвечать за все происходящее на сцене — артистам. Все тяготы сложнейшей работы приняли на себя исключительно «уральцы». На этот раз их даже поддержки певцов-солистов лишили. Жаль, фонограмму, конечно, неплохую в Питере записали, но все-таки мюзикл-то не в сельском ДК ставят, а в филармонии города-мил-лионника. Неужели совсем с вокалистами плохо? Понятно, цель исключительно благая: нагрузки большие, надо много двигаться, суетиться, а тут еще и текст запоминать, еще и петь неслабо. Но что делать? На то он и мюзикл. Вот только обидно: движений было много, танцев — мало, тем более в контексте великолепного репертуара и потенциала наших танцоров. Надо отдать должное — ансамбль «Урал» совершил очередной подвиг: ребята за пару месяцев освоили фристайл с мячом в ритме джаза и прыжки на батуте, девочки научились работать с обручами — это фантастика. Конечно, им бы хорошенько потренироваться, набить руку, без спешки — они бы такое вытворяли! Если и не спортсмены, то уж зрители наверняка бы ахнули. Но времени на покорение музыкального Монблана оказалось катастрофически мало. Впрочем, олимпийцев-то как раз спортивными изысками не удивишь, а вот «уральскими» танцами поразить вполне можно. А это уже вопрос даже не к постановщику, а к руководству.

До Олимпиады осталось совсем немного — два месяца с хвостиком. А до Нового года — и того меньше. Но если к новогодней кампании ЧКО подготовилось, то справится ли оно с задачкой повышенной, олимпийской трудности? Жаль, но объективную картину вряд ли удастся увидеть своими глазами.



Герои спектакля «Виват Геркулес!» — юные принц и принцесса должны помочь неспортивным жителям королевства почувствовать вкус к активной жизни. В путешествии по сказочным просторам им встретятся царство Дремы, болото Смога, море Фастфуда и многое другое, что мешает стать спортивными и здоровыми. А еще им предстоит освободить Геркулеса, которого злой волшебник заточил в кастрюлю с овсяной кашей.



За постановку взялась режиссер из Минска Сусанна Цирюк. Это уже не первый совместный проект с Челябинской филармонией. На ее счету хореографическая притча «Аркаим» и мюзикл «Дюймовочка».