Меню

От приговора до «Мечты». В челябинской колонии заключенных перевоспитывают музыкой

09.03.2021 12:17 - автор Ирина Яббарова
В ИК-4 уже седьмой год существует собственный духовой оркестр.
От приговора до «Мечты». В челябинской колонии заключенных перевоспитывают музыкой


Высокий забор с колючей проволокой, скрытые видеокамеры по периметру, вооруженные сотрудники, жесткий контроль, железные замки и решетки… простой обыватель старается обходить прилегающую территорию исправительной колонии на приличном расстоянии. Да и чего греха таить: для большинства граждан приговор суда и тюремное заключение – сродни концу жизни. Но для тех, кто здесь оказался по стечению обстоятельств, из-за проступка или собственной глупости жизнь не заканчивается, хоть и делится на «до» и «после». И меньше всего здесь ожидаешь услышать настоящий духовой оркестр. Однако для тех заключенных, кому посчастливилось стать его участником, именно музыка помогла окончательно не сломаться, осознать, что жизнь не закончилась, и то, какой она будет дальше – личный выбор каждого.

Аккуратный макияж, неброский маникюр, доброжелательность и улыбчивость – если не обращать внимание на одинаковую, как под копирку, одежду, наличие уголовного прошлого и солидные сроки заключения, то эти женщины ничем не отличаются от тех, кто живет своей обыденной жизнью по ту сторону колючей проволоки.


В поисках авантюризма


Дом, семья, хорошая работа, карьера, материальный достаток… Как признается 35-летняя Марина Шумакова, у нее было все, о чем мечтает каждая женщина. На свободе Марина работала заместителем директора одной из челябинских строительных фирм. Но в какой-то момент даже не заметила, как жизнь полетела под откос. Всему виной – наркотики. Внезапно в окружении стали появляться друзья из прошлого – не самая приличная компания вдруг вмешалась в благополучную жизнь.



– Сейчас я и сама не понимаю, чего мне не хватало, ведь у меня было все, что нужно человеку, я никогда ни в чем не испытывала нужды, все было хорошо, – с трудом, скрывая волнение, начала рассказывать Марина. – Что меня толкнуло к наркотикам? Наверное, захотелось какого-то авантюризма, приключений, оказаться в другом мире.

Но другой мир оказался не столь радужным, поскольку обернулся уголовной статьей, скамьей подсудимых и приговором суда от 2017 года: восемь лет лишения свободы по статье 228 УК РФ за хранение наркотиков. Дома остались супруг и дети. Сейчас сыну Марины 18 лет, а дочери – 16. Как признается сама женщина, ей тяжело осознавать, что пропустила столько лет жизни собственных детей. Но именно они помогли найти силы в том, чтобы принять собственную вину перед собой, перед семьей, перед родными.



– Моя семья меня поддержала, они не отвернулись от меня. Я знаю, что я нужна им, и я искренне раскаиваюсь, что так все сложилось, и очень стараюсь, чтобы появилась возможность воспользоваться условно-досрочным освобождением. А еще, я уверена, что моим родным было намного сложнее принять случившееся, чем мне. И я, пройдя через все сама, хочу посоветовать другим: прежде чем искать подобных приключений, стоит подумать о своих близких, о том, что в мире есть моральные и важные жизненные ценности, которые гораздо важнее мимолетного и очень сомнительного удовольствия.

Справиться с депрессией, чувством вины и пониманием, что придется прожить несколько лет вдали от родных, помогает музыка. По словам Марины Шумаковой, она отвлекает от мрачных и тяжелых мыслей, вдохновляет, не позволяет топтаться на месте, развивает.

Специального музыкального образования у Марины нет. Как сама шутит, вся музыкальная подготовка в детстве ограничилась маленьким игрушечным пианино, на каждой клавиши которого папа заботливо написал ноты. На нем папина дочка научилась играть мелодию «Два веселых гуся».

Но когда в колонии предложили попробовать себя в качестве одной из участниц духового оркестра «Мечта», отказываться не стала, хоть и боялась, что ничего не получится. Так осужденная Марина Шумакова стала играть на трубе.



– Сначала мне казалось, что я никогда не смогу научиться играть на трубе, что бы ни пыталась «выдуть», получалась какая-то несуразица, – вспоминает участница оркестра. – Но благодаря постоянным занятиям с педагогом, репетициям и моему желанию, через какое-то время у меня все стало получаться. В оркестре я два года, из них почти год ушел на обучение. И сейчас мне очень нравится заниматься музыкой, повышать свое мастерство, учить новые мелодии. В прошлом году, когда началась пандемия новой коронавирусной инфекции и в колонии ввели ряд ограничений, почти полгода у нас не было занятий и репетиций, и было очень тяжело. Но если была возможность хоть немного порепетировать самой, обязательно это делала.

Занятия музыкой Марина, как и остальные участницы коллектива, совмещает с работой на швейном производстве. Женщина работает обмеловщицей.


Бегство от проблем


На восемь лет за хранение наркотиков осуждена и 40-летняя Нонна Голышина. Дома женщину ждут мама, супруг и девятилетний сын. Как призналась, наркотики казались единственной возможностью забыть про многочисленные проблемы, которые в какой-то момент начались в семье. Это сейчас Нонна понимает, что наркотики не помогли спрятаться от проблем, а наоборот, только ухудшили ситуацию. Но на тот момент они казались самым легким способом.




– Очень тяжело было осознать все происходящее, – признается Нонна. – Пока шло расследование, я находилась под домашним арестом, участвовала во всех следственных мероприятиях. Но понимание, что наказание неизбежно и скоро меня посадят, сильно тяготило. Потом, в 2017 году, был суд, приговор, этапирование в колонию – и все как во сне, как будто не со мной – страшно и тяжело. Еще тяжелее был период адаптации здесь, мне казалось, что я попала в другое измерение. В какой-то степени справиться помогла музыка.

В детстве Нонна Голышина занималась в музыкальной школе по классу фортепьяно. А потому, когда предложили попробовать себя в качестве участницы оркестра, согласилась. Вспоминать нотную грамоту пришлось недолго. Сначала играла на трубе, а чуть позже коллектив обзавелся саксофоном, который и предложили Нонне. За полтора года репетиций и концертов женщина научилась чувствовать музыкальный инструмент, а еще – рассказывать с помощью мелодий истории жизни. По словам саксофонистки, музыка подкупает тем, что здесь не нужны слова, достаточно звука мелодии, чтобы прикоснуться к душе другого человека.



– Музыка отвлекает от плохих мыслей, лечит, это отдушина, которая к тому же и учит ставить правильные цели и добиваться их, – уверена Нонна. – У меня есть уже и мои любимые мелодии. Например, обожаю исполнять «Розовую пантеру». Мои увлечения музыкой поддерживает и супруг, даже пообещал купить мне саксофон, когда я вернусь домой. Да и сынишка стал просить, чтобы я научила играть его на музыкальном инструменте.

Интерес к нотам и изучению новых композиций настолько сильный, что Нонна использует любую свободную минуту, чтобы порепетировать, любит заниматься самостоятельно по видеоурокам. Свои занятия музыкой женщина умело совмещает с работой на швейном производстве.


Мелодии души


«Розовая пантера», «Умка», Катюша», «Вечерний звон», «Шизгара» – репертуар духового оркестра женской исправительной колонии разнообразен, а начиналось все в 2014 году. Бывший начальник ГУФСИН России по Челябинской области генерал-лейтенант Виктор Брант был уверен, что творчество способно помочь пенитенциарной системе перевоспитать осужденных. А потому во всех колониях Южного Урала решено было создать оркестры, но лишь в ИК-4 сумели не только воплотить эту идею в жизнь, но и постоянно развивать музыкальный коллектив.




Как рассказала заместитель начальника челябинской женской исправительной колонии № 4 по кадрово-воспитательной работе Эльвира Шафикова, собрать коллектив было непросто, ведь важно, чтобы у его участниц был музыкальный слух, желание учиться игре на музыкальных инструментах, развиваться. Тем не менее с этой задачей в исправительном учреждении справились. За почти семилетнюю историю жизни духового оркестра «Мечта» сменилось уже два состава.

Сейчас в коллективе девять человек, хотя изначально было гораздо меньше. Оркестр расширялся по мере появления новых музыкальных инструментов, в приобретении которых участвовали не только руководители колонии, но и родственники заключенных, а также Общественный совет при областном ГУФСИНе.


Некоторые участницы коллектива совмещают игру на музыкальном инструменте с вокалом

Помогает оркестру сотрудник ГУФСИН России по Челябинской области, дирижер творческого коллектива «Уральская крепость» Дмитрий Спирев. Раз в неделю он приезжает в колонию и занимается с оркестром, участвует в выборе композиций для концертов в честь праздничных дат.

Во всех начинаниях музыкальный коллектив поддерживает и начальник колонии, полковник внутренней службы Герман Керопян. Во многом именно благодаря его усилиям у заключенных ИК-4 есть возможность заниматься музыкальным творчеством. Творчеством, которое помогает взглянуть на свою жизнь под другим углом.



Здесь у каждого свои тайна и история, но единственное, что объединяет, – мечта поскорее обнять родных, вернуться домой, а решетки и конвой оставить в прошлом, которое научило ценить жизнь, свободу и сильнее любить тех, кто не отвернулся, несмотря на совершенное преступление.


Фото Дмитрия Куткина.

Читайте "Вечёрку" на Яндекс.Дзен и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other