Меню

Театр кукол растит таланты

08.11.2013 12:58 87 (11698)


Знакомьтесь: Лиза Туленкова.

Елизавета Туленкова родилась в Магнитогорске. Окончила Магнитогорскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки (факультет «Актер театра кукол»). В Челябинском театре кукол — с 2010 года. Лауреат IV Российского театрального форума-биржи «ДИП-студия — 2010» (г. Озерск) — «Лучшая женская роль фестиваля». Лауреат ХIV областного фестиваля «Сцена-2012» в номинации «Лучшая женская роль в кукольном спектакле» за роль Маши в спектакле «Петя и волк». Лауреат III Международного карнавала кукол (Алматы, Казахстан) в номинации «Лучшая женская роль» за роль Маши в спектакле «Петя и волк». Лауреат фестиваля-конкурса актерских работ имени народного артиста РСФСР Владимира Ивановича Милосердова в номинации «Лучшая женская роль». Лауреат ХV областного фестиваля «Сцена-2013» в номинации «Лучшая женская роль» за роль Дуси в спектакле «Гуси-лебеди».

Из всех артистов кукольники — настоящие бессребреники. Вот уж кто на сцену выходит без какого бы то ни было личного пиара, потому как актер театра кукол на сцене всегда за ширмой. А если даже не за ширмой, то за куклой. И чем его присутствие незаметнее, тем кукла живее и ярче.

Лизу Туленкову, молодую актрису театра кукол, заприметила «Сцена», а точнее, столичные критики еще в прошлом году: в спектакле «Петя и волк» она играла на саксофоне, носила красный галстук и пыталась прогнать хорька, который попал не в свою сказку. Нынешней осенью она собрала уже целый урожай наград: с фестиваля в Казахстане, конкурса актерских работ имени Милосердова и с той же «Сцены-2013».

«Тенденция, однако», — подумалось на досуге, и мы отправились в кукольный театр — познакомиться поближе.

Привет от крокодильчика

Удивительно, но мы оказались почти коллегами — Лиза училась в Магнитогорской консерватории по классу фортепиано.

— Параллельно занималась в театральной студии «Ровесник» при ДК, мы даже на фестиваль съездили в Миасс со спектаклем «Койка». Я играла третью женщину.

— Это как?
— Героини были разновоз-растные, мой образ — женщины-матери, а мне было тогда 17 лет. Ну ничего, справилась, мы даже Гран-при привезли, — Лиза подвигает чашку с кипятком. До репетиции еще целый час, можно спокойно попить чай в гримерке и побеседовать без спешки.

— Почему же не пошла в театральное?
— Вообще-то на третьем курсе колледжа я прослушивалась к Пускепалису, он тогда в нашем театре актеров набирал. Но я хотела сначала все-таки закончить колледж, а совмещать не получалось. Даже в Москву ездила, не прошла, потом поступила в консерваторию, мама уж очень хотела. А когда в консерватории набирали актерский курс, бросила музыку и пошла в актеры. Но так получилось, что в этот год был набор студентов не в драму, а для театра кукол «Буратино». Нас поступило восемь человек, осталось шестеро.

— А как же вы оказались в Челябинске, если вас набирал «Буратино»?
— Мальчишек брали однозначно, а я была на распутье, даже думала профессию менять. На последнем курсе в марте поехали на актерскую биржу в Озерск. Мы там показывали замечательный спектакль «Таинственный гиппопотам». А после спектакля ко мне подошел Александр Владимирович (Александр Борок, главный режиссер Челябинского театра кукол. — Авт.) и сказал, что он вообще-то никого не планировал брать к себе, но меня приглашает.

— И чем же вы его прельстили, какой ролью?
— Зеленого крокодильчика, — улыбается собеседница. — Чего мы только не делали: пели, плясали, работали с планшетными куклами и живым планом, словом, было много интересного. Спектакль поставила наш педагог Ирина Барановская, кстати, это она нам привила любовь к куклам, а до нее мы толком не знали и не понимали, куда мы попали.

Поющий театр для своих

Актеры — люди суеверные. Вот и Лиза верит, что Челябинск в ее судьбе появился не вдруг.

— Я про этот театр ничего не знала. Но я помню, как на втором курсе нам принесли буклеты разных театров, в том числе челябинского, как раз к юбилею выпущенного. Я долго его разглядывала, мне он так понравился, что я его потихоньку заныкала, хотя тогда еще даже мыслей не было, что буду в нем работать, — рассказывает актриса.

— И как вас приняли коллеги?
— Очень хорошо. Я приехала еще летом, знакомиться. В театре как раз проводили первую церемонию «Большая рука». Просто вошла — и сразу стала своей. Потом мне говорили, что в других театрах существует деление на «старичков» и «молодых», здесь такого нет. А еще мне нравится, что здесь все поют.

— Любите петь?
— Очень. Пела в музыкальной школе, в колледже. Не скажу, что у меня сильные вокальные данные, но актерское пение — это нечто совершенно иное. Вокал не самое важное, главное — создать образ. И к тому же в театре такой замечательный завмуз — Гильда Вайзелевна (Гильда Казарцева, заведующая музыкальной частью. — Авт.). Ой, как мы здорово с ее подачи на конкурсе Шульженко спели!

Проверка на зрителя

С ролями у Лизы все в порядке, ждать три года обещанного не пришлось, сразу загрузили по самую макушку.

— Мне в первый же день моей работы в театре вручили куклу, это был пингвин, в то время как раз ставили спектакль «У ковчега в восемь». Сложно было: черный кабинет, тростевая кукла, довольно тяжелая. Параллельно вводили в другие спектакли, словом, работы хватает.

— Хватает? Зачем тогда на конкурс самостоятельных актерских работ имени Милосердова пошла?
— Хотелось проверить себя, — Лиза стала серьезной. — Смогу ли сама донести до зрителя то, что хочу? Все равно в спектакле работаешь с партнерами, они помогут, поддержат, если что, а тут один на один со зрителем.

— А материал — «У войны не женское лицо» — сами выбирали? Почему? Для молодежи тема Великой Отечественной войны не самая любимая.
— Во время учебы мы делали отрывки из повести, тогда мне произведение и запомнилось. Я не представляю, как можно перенести и вынести такое?! А про войну мне бабушка рассказывала, мой дед был на войне.

Кстати, самостоятельную работу молодой актрисы оценили достойно: на конкурсе имени Милосердова она получила приз «За лучшую женскую роль». А сейчас Лиза с неменьшим усердием репетирует Земфиру — в театре задумали соединить пушкинских «Цыган» и рахманиновского «Алеко».

— Это будет спектакль для взрослых, — поясняет Туленкова. — Мы работаем с куклами и живым планом, и у меня есть сольный номер.

— Что, будете петь арию из оперы «Алеко»?
— Да, — улыбается Лиза. — Но не в чистом виде, как у Рахманинова, а в интерпретации Гильды Казарцевой.

— А танцы?
— Ну куда ж цыганам и без танцев.

Универсальный актер

Говорят, что актер должен быть универсальным: уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах хотя бы. А еще твердят, что в наше время театр все больше становится синтетическим, в смысле не искусственным, а объединяющим разные виды искусств. И то и другое зачастую остается на словах. Но, по меньшей мере, один универсальный актер в театре кукол имеется — это наша знакомая Лиза. Поет, танцует, играет на фортепиано и даже саксофоне — весь актерский набор в наличии.

— На саксофоне я начала заниматься еще в колледже, брала частные уроки, а свой инструмент купила уже в Челябинске. Сейчас по возможности играю и на нем, и на пианино, ну надо же поддерживать форму. А еще учу нашего Федора Федоровича (Федор Псарев, заслуженный артист РФ. — Авт.), сейчас в театре купили второй саксофон, и мы хотим сыграть дуэтом.

— А с танцами как получилось? Вы ведь любительница belly dance, — подкалываю Лизу, точно это знаю, видела, как это она мастерски делает на всех капустных вечерах в театре.
— А это случайно получилось. Танцевала на каком-то мероприятии, ко мне подошла женщина, пригласила в фитнес-клуб, я начала заниматься. Втянулась, занялась преподаванием, мастер-классы посещала, даже в Турцию порывалась съездить, но мама не пустила. В Челябинске, правда, преподавать не удается, времени не хватает, но на праздниках выступаю, когда приглашают.

В коридоре тем временем наметилось какое-то движение. Стрелки часов приближались к репетиционному часу, и театр ожил, забубнил на разные голоса.

— Лиза, на репетицию, — в дверь просунулась чья-то голова. Как раз вовремя, на финальную реплику про планы.

— Да, вот «Цыганочку» сыграем, а там поглядим. Приходите на премьеру, — приглашает девушка, провожает и машет рукой на прощанье.

Приду. А тебе удачи, Лиза.
 



Премьера спектакля «Цыганочка» намечена на конец ноября. Новая работа объединит поэму Пушкина и музыку Рахманинова. В новой постановке Лиза играет Земфиру.