Меню

Бизнес и власть: путь развития

06.11.2013 10:43 86 (11697)


Несмотря на то что на Южном Урале создан целый комплекс привлечения и поддержки инвесторов, проблема поиска инвестиционных капиталов продолжает существовать. Размер «оттока» средств примерно равен объему инвестиций. Кроме того, существует проблема поддержки уже существующих предприятий. Для поиска решений этих актуальных для развития региона вопросов в октябре состоялось заседание круглого стола «Взаимодействие бизнеса и власти в экономически изменяющихся условиях», соорганизатором и ведущим которого выступил депутат регионального парламента Константин Захаров.

На заседании обсуждались основные инвестиционные показатели Челябинской области, повышение предпринимательского и инвестиционного климата региона, работа Агентства инвестиционного развития и проблемы взаимодействия бизнес-сообщества и органов власти. По словам организаторов, предполагается целая серия заседаний: на первом свою позицию по озвученной теме высказали представители государственных органов и структур, на втором свою позицию обозначит бизнес-сообщество, а третье заседание станет итоговым и объединит обе стороны.

В своем вступительном слове, открывавшем заседание круглого стола, Константин Захаров познакомил участников со статистическими данными и отметил, что сегодня только 15 процентов от общего количества заемных средств являются источником инвестиций в основной капитал, что говорит об утечке капиталов за рубеж.

— Общая сумма средств, выделенных на реализацию областных целевых программ в 2012 году, составила 281 миллион рублей, а в 2013 году — 540 миллионов рублей, — говорит Константин Захаров. — При этом в 2013 году, благодаря активной работе правительства, можно наблюдать рост доли федеральных средств. Помимо областных целевых программ в Челябинской области действуют и многие другие проекты, в частности, региональный венчурный фонд, которым за названный период было профинансировано шесть проектов на сумму 339 миллионов рублей, четыре инвестиционных проекта получили государственное поручительство перед банками на сумму 4 миллиарда 670 миллионов рублей. Также были предоставлены льготы по налогам для субъектов инвестиционной деятельности. Однако действующая на территории Челябинской области программа льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество сработала не так, как мы ожидали, и мы будем ее корректировать.

В этом году объем инвестиций в основной капитал Челябинской области составил 93,3 процента по отношению к предыдущему году, размер заемных средств — всего 15 процентов, бюджетных — 16 процентов, прочих — 18 процентов. Собственные средства составляют минимальную долю в инвестициях, что для растущей экономики является небольшим нонсенсом. В 2012 году объем инвестиций в основной капитал Челябинской области составил 179,7 миллиарда рублей. В то же время объем средств, размещенных населением на банковских депозитах, примерно тот же — 170 миллиардов рублей, и на сегодняшний день эти средства, размещенные под шесть — восемь процентов годовых, никак не попадают в реальный сектор экономики. Это колоссальная проблема. Мы ищем зарубежные инвестиции и имеем отток капиталов за рубеж в сопоставимых размерах: эти 170 миллиардов рублей, размещенные населением на депозитах, можно отдать под 10 процентов годовых в реальный сектор экономики, но этого не происходит. Становится непонятно, почему средства населения, положенные на депозиты, не отдаются предприятиям Челябинской области, вынужденным заниматься самофинансированием? Ответы на эти вопросы должны помочь нам найти решения более простые, чем поиск и привлечение иностранных инвесторов.

Представитель министерства экономического развития Нина Григорьева говорила о работе государства и правительства области по улучшению инвестиционной привлекательности Южного Урала.

— Всем уже известно, что наша область вошла в число регионов-пилотников по внедрению стандарта Агентства стратегических инициатив. На сегодняшний день экспертная группа АСИ признала, что у нас выполнены все требования стандарта. Его реализация обязательно будет учитываться при оценке эффективности деятельности власти в регионах. Для установления принципов взаимодействия власти и бизнеса на территории области принята инвестиционная декларация, уделяется большое внимание повышению доступности для инвесторов всех существующих объектов инфраструктуры, есть план строительства объектов инфраструктуры, планируется работа по созданию интерактивной карты имеющихся на территории области свободных энергомощностей. Кроме того, в регионе приняты все нормативно-правовые документы, которые по существующему федеральному законодательству мы можем принять в целях поддержки инвесторов и предпринимателей на территории области, приняты все документы территориального планирования как регионального, так и муниципального уровня. У нас принята инвестиционная стратегия до 2020 года, в которой определены все ключевые отраслевые и территориальные приоритеты, проведен тщательный анализ всех ключевых факторов, которые влияют на развитие инвестиций и инвестиционной привлекательности нашего региона. Существует обширная инвестиционная инфраструктура для работы с инвесторами: областное Агентство инвестиционного развития, различные представительства и международные центры, парк индустриальных инноваций «Малая Сосновка», работает инвестиционный портал, канал прямой связи с руководством области. Инвесторы в числе первых причин выбора нашей области для своей работы называют доступность взаимодействия с первыми лицами области.

Челябинское областное Агентство инвестиционного развития было создано в рамках выполнения стандарта АСИ. Как пояснил руководитель агентства Владимир Павлов, это некоммерческая организация, главная задача которой — помощь бизнесу и продвижение инвестиционных проектов.

— Одна из основных задач нашей деятельности — это выполнение стандартов внедрения, апробации и осуществление режима одного окна. Одно окно и создано для того, чтобы минимизировать общение предпринимателя с разными чиновниками, что позволяет обеспечить и борьбу с коррупцией, и упрощение жизни предпринимателю. Мы помогаем инвесторам решать любые вопросы, находящиеся в ведении государственных органов власти, например, выделение земельного участка, подсоединение к энергетическим сетям, получение доступа к газовым сетям, железной дороге и другие. Кроме этого, на нас возложены обязанности по продвижению инвестиционного потенциала в России и за рубежом, взаимодействие с муниципалитетами. Мы проводили несколько конференций-семинаров среди глав муниципальных образований, где дали им всю информацию по внедрению стандартов АСИ.

Поскольку наша экономика и исполнение социальных обязательств, которые государство взяло на себя, зависят от налоговых поступлений, наша главная задача — поддержка бизнеса и создание новых производств. Государство это знает, слышит, возможно, не так быстро, как это хотелось бы предпринимательскому сообществу, реагирует на потребности и проблемы. Мы хотим, чтобы бизнесмены воспринимали нас как союзников и помощников.

В свою очередь министр промышленности и природных ресурсов Егор Ковальчук основной задачей министерства назвал сохранение и поддержку уже существующих предприятий.

— Основой акцент деятельности минпрома — поддержка существующих производств и решение их проблем. Мы выступаем в роли посредника и представителя интересов уже существующих предприятий. Наша общая задача — сделать так, чтобы те предприятия, которые существуют здесь, не уходили, не сворачивали свой бизнес, а, наоборот, связывали свое будущее с Челябинской областью. Мы поддерживаем Агентство инвестиционного развития в продвижении тех проектов, где инвесторы уже выразили свою заинтересованность. Но, на наш взгляд, в той ситуации, когда в область заходит иностранный инвестор с желанием создать производство, подобное тому, которое уже есть, и при этом не предлагает использование принципиально новых технологий, то лучше акцентировать внимание на поддержке уже действующего предприятия.

Присутствующий на заседании уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Гончаров обратил внимание участников круглого стола на то, что при взаимодействии бизнеса и власти каждая сторона должна проявлять интерес и участие по отношению к другой стороне и быть инициативной. При отсутствии действий одной стороны деятельность другой тоже будет невозможна. Также омбудсмен в своем выступлении сделал акцент на не сокращающееся, а в некоторых случаях даже растущее количество проверок при уменьшении общего числа малых и средних предприятий.

— До 70 процентов проверок контрольных и надзорных органов приходится на малый и средний бизнес. Наша задача — сделать так, чтобы человек, открывший свой бизнес, не остался один на один со своими проблемами. Давайте не забывать, что дорога взаимодействия власти и бизнеса двусторонняя: и власть должна стремиться создать условия для бизнеса, и бизнес должен занимать свою гражданскую позицию. Яркий пример — предпринимательские сообщества «Опора России», «Деловая Россия», — сказал Александр Гончаров.

Выступление представителя общественной организации «Гражданская инициатива по экономическому положению Челябинской области» Евгения Черникова можно назвать итогом первой встречи представителей предпринимательского сообщества и власти. Евгений заметил, что разрабатывать стратегии экономического развития муниципалитетов и каждого отдельного предприятия нужно вдумчиво, а их основанием должны стать стратегия региона и мировой опыт.

— Составление стратегии не означает, что завтра сразу все станет лучше, но она дает взгляд в будущее и понимание того, что создавать это будущее нужно вместе. Стратегии муниципалитетов и предприятий должны создаваться на основе стратегии региона и мирового опыта по энерго- и ресурсодоступности. Также необходимо создавать не только бренд региона, но и бренды его отдельных городов.