Меню

*****

Победа за Сусаниным

01.11.2013 11:32 85 (11696)

Свидетельства очевидца.

Театры Южного Урала отчитались за прошлый сезон — фестиваль «Сцена» определил лучших из лучших. И не только. Обозначил тенденции, выявил закономерности, иногда, увы, не слишком радостные. Впрочем, по мнению московской команды критиков, «пациент скорее жив», что само по себе неплохо, однако его состояние в некоторых случаях все же вызывает опасения.

Для начала немного статистики. В конкурсе приняли участие 15 театров области, в общей сложности в афишу вошли 18 премьерных постановок прошлого сезона. Несмотря на то что номинаций было много, почти столько же, сколько и театров, но принцип «всем сестрам по серьгам» в данном случае не работает, и кто-то получил сразу несколько призов, а кто-то остался вовсе без серьги, но с носом.

Победителей судят

 
 
Гран-при Челябинскому театру оперы и балета принес Иван Сусанин, причем как в прямом, так и переносном смысле. Правда, в нынешней трактовке опера получила название «Жизнь за царя», но главный герой прежний — Иван Сусанин. К тому же этот персонаж в исполнении Станислава Трофимова был отмечен еще и отдельным призом «за лучшую мужскую роль в музыкальном спектакле». Впрочем, не подкачали и партнеры по сцене, молодые солисты Людмила Локайчук и Павел Чикановский. Сыграл свою роль и вымуштрованный прежним худруком оркестр, и чисто классическая режиссура, где, как говорится, ни убавить ни прибавить, прекрасно сделанный балетный акт, сценография — словом все звезды сошлись в созвездии короны. Конечно, «блох» можно найти всегда и везде (в первом акте оркестр и хор сработали в синкопу, пусть это останется на совести нынешнего дирижера, который их упустил), но это ушло в тень. Зрители в зале плакали! Где еще, на каком другом спектакле можно такое увидеть, да еще в самом условном из всех театральных условностей направлении — опере? Где все и всегда происходит понарошку, ну не поют люди в обычной жизни, тем паче, когда страдают-умирают. Тем больше баллов заработал театр, и в первую очередь исполнители, которые сработали с таким мастерством и проникновенностью, что покорили не только родственников, но и членов жюри.
 
 
— Работа достойная и Большого театра, и Мариинского. К сожалению, сейчас ситуация такова, что в российских театрах повсеместно перестали исполнять русскую классику, почти не ставят русскую оперу, отдают предпочтение зарубежной. И в этом отношении ваш театр очень порадовал, — подытожила начальник кабинета музыкальных театров СТД РФ Ольга Кораблина.

Живой академизм

На заключительном круглом столе члены жюри щедро делились впечатлениями, правда, выслушать их собралось не так много желающих, большинство театральной братии предпочло подработать или остаться при своем. Жаль. Взгляд со стороны не просто желателен, он необходим в нынешних условиях, когда провинциальные коллективы вынуждены, как правило, вариться (ну, или закисать, кому как больше нравится) в собственном соку по причине фатальной невыездности.

— В очередной раз убедилась, что русский репертуарный театр не только живой организм, но еще и живучий. Так что никогда не нужно закрывать перспективу. Порадовала челябинская драма, где вот уже несколько сезонов положение было весьма печальным и вдруг появляется такая большая работа — спектакль «Август. Округ Осейдж». Это академизм не омертвевший, а живое существование в пространстве сцены. И доказательство того, как важно пригласить нужного режиссера в нужное время и доверить ему труппу, — поделилась мнением председатель жюри, профессор ГИТИСа Нина Шалимова.
 

Что скрывать, в последнее время из-за частой смены лидеров курс этого театра был весьма замысловат и запутан, выровнялась ли наконец дорожка или это просто случайность, пока прогнозировать сложно. Тем не менее, несмотря на все «прыжки и ужимки», театр сохранил потенциал. А ставка на «золотой фонд» полностью себя оправдала — лучшими актрисами названы Марина Меримсон и Татьяна Скорокосова, представительницы старшего актерского поколения. Работа молодежи (не слишком в этом спектакле многочисленная), как и в прошлом году, вновь осталась за скобками.

Тенденция, однако

«Сцена», как зеркало, отразила процессы и, как «луч в темном царстве», высветила кулисы, а точнее, состояние, которое царит за ними. Если в коллективе мир и согласие, труппа занята делом — то и театральный ковчег уверенно держится на жизненных волнах. Понятно, что от ошибок никто не застрахован, даже гении, но крушений не предвидится.

Стабильно работают челябинские и озерские кукольники, передавая эстафетную палочку друг другу. Лучшим детским спектаклем стали челябинские «Гуси-лебеди», зато «Золотой петушок» из Озерска взял приз за лучшую режиссуру в детском спектакле «Федорино горе» и вообще стал рекордсменом по части призов — сразу три диплома увез в родные пенаты. Златоустовский «Омнибус» второй год подряд обыграл всех коллег по «мужской части» — Игорь Вершинин опять и снова назван лучшим актером фестиваля. В этом глубокая сермяжная правда жизни и точная ставка руководства, ведь большинство зрителей — женщины (жюри в расчет не берется). Труппа Нового художественного театра настолько спаяна и работает на едином дыхании, что выделить кого-то одного весьма проблематично — дали всем за «лучший актерский ансамбль». Театр современного танца хоть и демонстрирует мастерство на высшем уровне, но в этот раз коллектив поднялся еще на один виток над самим собой, что было тут же замечено и отмечено.

Разброд и шатание за кулисами, отсутствие лидера, борьба за власть сразу же отражаются на том, что происходит на сцене, — и получается «то взлет, то посадка». Вперед вдруг рванули Магнитогорский и Челябинский театры драмы (надолго ли?), а озерский «Наш дом» и Камерный (бывший фаворит прошлой «Сцены», что особенно досадно) сели на мель.

А вот болезнь «Манекена» и молодежного театра, похоже, переходит в хроническую стадию: они вновь остались совсем без призов, пора уже принимать экстренные меры. Политические дрязги как внешние, так и внутренние убивают искусство. Так что все вполне закономерно.



Итого

В этом году фестиваль впервые поделили на детский и взрослый. Зря. Как доморощенный критик уверена: это сузило рамки и взгляды. Поскольку на двух этапах работали два разных состава жюри, априори «детские» театры исключались из претендентов на Гран-при. Опять же зря. Не стоит забывать замечание мэтра о том, что спектакли для детей нужно ставить так же, как и для взрослых, только лучше. Зато стоит напомнить, что два года назад главный приз получил Челябинский кукольный театр за спектакль про кролика Эдварда. К тому же жюри частично лишилось возможности маневра, а именно в изменении номинаций в связи с наличием или отсутствием каких-либо талантов.

Порадовали полные залы и огорчили полупустые. Запомнилась златоустовская публика: в выходной день в городе работяг зал был заполнен — молодежь небольшими группками по пять-шесть человек, взрослые пары и даже лощеные чиновники (которых вряд ли увидишь на рядовом спектакле в челябинских театрах) внимали с одинаковым интересом.

Огромный зал собрался на спектакль Ольги Пона, несмотря на то что коллектив не имеет постоянной прописки. В Новом художественном приставные стулья уже не убирают из прохода, творческие эксперименты все больше привлекают публику.

И все-таки главный результат «Сцены» — не дипломы и денежные премии, а профессиональный разбор «полетов», который на сегодняшний день на местном уровне практически отсутствует, а вызвать «врача на дом» не всегда получается. Жюри компетентное, оценка корректная, советы полезные. А вот примут ли их к сведению? Думаю, на будущий год это будет ясно.



Лауреаты XV областного смотра-конкурса «Сцена-2013»

Гран-при — Челябинский театр оперы и балета, опера «Жизнь за царя»

Лучший спектакль для детей — Челябинский театр кукол им. Вольховского, «Гуси-лебеди»

Лучшая режиссура в спектакле для детей — театр «Золотой петушок» (Озерск), Дмитрий Ерохин, «Федорино горе»

Лучшая режиссура в драматическом театре — Челябинский театр драмы им. Наума Орлова, Георгий Цхвирава, «Август. Округ Осейдж»

Лучшая сценография — Магнитогорский театр драмы им. Пушкина, «Время женщин»

Лучшая сценография в детском спектакле — театр «Золотой петушок» (Озерск), Екатерина Трифонова, «Федорино горе»

Лучшая хореография — Театр современного танца, Ольга Пона, «Погружения и всплытия»

Лучшее музыкальное оформление в спектакле для детей — театр «Золотой петушок» (Озерск), Дмитрий Ерохин, Сергей Гальперин, «Федорино горе»

Лучшая мужская роль в драматическом театре — театр «Омнибус» (Златоуст), Игорь Вершинин, «Блажь»

Лучшая мужская роль в музыкальном спектакле — Челябинский театр оперы и балета, Станислав Трофимов, «Жизнь за царя»

Лучшая женская роль в драматическом спектакле — Челябинский театр драмы им. Наума Орлова, Марина Меримсон, Татьяна Скорокосова, «Август. Округ Осейдж»

Лучшая женская роль в кукольном спектакле — Челябинский театр кукол им. Вольховского, Елизавета Туленкова, «Гуси-лебеди»

Лучший актерский ансамбль — Новый художественный театр, «К тебе, земля обетованная»

Спецдипломами жюри награждены:

Алексей Зевакин, театр «Вымысел» (Верхний Уфалей)

Любовь Вишневская, театр «Омнибус» (Златоуст)

Александр Сильвестров и Светлана Жинжикова, Магнитогорский театр оперы и балета

Александр Анкудинов, театр «Буратино» (Магнитогорск)

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other