Меню

Урбанист из Москвы Алексей Радченко: «Челябинцы имеют право на город»

14.05.2021 13:08 - автор Сергей Таран
В Челябинске московский урбанист, специалист по городскому транспорту Алексей Радченко рассказал, как сделать так, чтобы чиновники приняли точку зрения горожан.
Урбанист из Москвы Алексей Радченко: «Челябинцы имеют право на город»


Урбанистика начинается с небольших вещей, которые может сделать каждый: ремонт подъезда, какое-то благоустройство рядом с домом. Можно заняться и большими городскими проблемами. В этом активисты могут поучаствовать и, вместе объединившись, сделать что-то важное для города. В этом убежден Алексей Радченко.

Гость рассказал, в каких проектах ему со своими единомышленниками удалось поучаствовать и каких добиться результатов. Важно при этом знать, какие механизмы можно использовать, а какие нельзя.
— Надеюсь, этот опыт будет полезен в Челябинске. Как пассажиры, горожане могут воздействовать на транспортную реформу с точки зрения не чиновников, а жителей. В Челябинске уже обсуждают выделенные полосы на городских дорогах, обособление трамваев. Можно надеяться, что уже в этом году что-то будет сделано. Это инфраструктура для тех, кто движется на самокатах, для велосипедистов. Поэтому такая инфраструктура нужна. Люди должны пользоваться безопасным городом.
image8.jpg
— Я чуть-чуть погулял по Челябинску, посмотрел, как все устроено. Проехался на трамвае, автобусе, чтобы составить хотя бы приблизительное мнение о городской среде. Отмечу, что подвижной состав нуждается в обновлении. Пазики и трамваи выглядят не совсем привлекательно. Чтобы привлекать пассажиров, сегодня требуется новый уровень комфорта. Узнал я и о дискуссиях, связанных с городским метро. Гораздо эффективнее — и транспортные эксперты это рекомендуют — вложиться в скоростной трамвай. Где-то для этого будет использована уже существующая инфраструктура, где-то будет построена новая. Важно, что за те же деньги мы сможем покрыть большую часть города, обеспечив примерно такой же пассажиропоток, ту же регулярность и тот же сервис.
image4.jpg

Студент первого курса строительного факультета ЮУрГУ Михаил Домрачев (на фото справа):
— Я активист. Занимаюсь урбанистикой даже не в одном городе. Пришел на лекцию Алексея Радченко в надежде получить новую информацию, новые идеи в урбанистике. Он достаточно популярный человек в урбанистических кругах, ведет активную деятельность в Москве. Мои друзья помогали ему в разных исследованиях. Мы в Челябинске тоже пытаемся делать полезные вещи. Вот недавно у нас получилось оживить детскую площадку. В городских проектах мы создаем общественный запрос на качественное общественное пространство, потому что без этого люди не будут понимать, что делается для них — хорошо или плохо. Мы составляем кучу обращений в администрацию, если нужно что-то изменить. Проводим исследования. Например, считаем пешеходов, которые переходят дорогу на опасном участке. Потом делаем обращение, чтобы сделали переход. Наша команда называется просто «Городские проекты». В настоящее время согласовываем мероприятие с главным архитектором города по тактическому урбанизму на парковке перед ЮУрГУ. Мы хотели на короткое время занять часть парковочных мест малыми архитектурными формами, скамейками, чтобы посмотреть, как работает пространство.
image1.jpg

Московского гостя представил в Доме архитектора замминистра дорожного хозяйства Александр Егоров:
— Сегодня у нас интересный спикер, который меньше чиновник, но больше активист. Он уверен, что каждый из вас может внести полезный вклад в развитие города, будь то ремонт трамваев или подъездов. Здесь, в Доме архитектора, уже проходили слушания. Помню как сейчас: мы отбили строительство дороги на набережной в направлении улицы Кирова. Мы собирали митинги. И под окнами домов не появилась дорога. Мы в этом году сделали пешеходной часть набережной у «Мегаполиса». По сути, это вторая в городе пешеходная улица после Кировки. Это прорыв.
image2.jpg

По словам Радченко, он готов сегодня провести обмен опытом. Сам он провел 15 общественных кампаний. Начинали с малого. В квартире у каждого хорошо, а в подъезде? Идея изменить сначала свой подъезд, потом выйти на улицу, а уже потом заняться проблемами городского масштаба. В каждом городе своя специфика. Но есть и общие принципы.

image7.jpg
— Совсем немного понадобилось денег, чтобы восстановить, например, дверь. Моя позиция — если что-то плохо, то пусть власти сделают хорошо. Ощущение, что подъезд мой и город мой. Мы имеем право на город, на хороший транспорт, на красивые, чистые улицы. С одной стороны, управляющая компания должна вкрутить лампочку, покрасить стены. Но если чиновнику ничего не угрожает, то он ничего делать не будет. В таком случае надо начинать что-то самим, при этом можно привлечь на свою сторону соседей. Кстати, если вы что-то делаете, люди вообще могут не замечать. Стало чище — прекрасно, появилась лампочка или новые почтовые ящики — хорошо. Главное, что вы сами от этого улучшения получаете удовольствие.
image5.jpg
— В Москве очень много разных сервисов, где вы можете переписываться с советом дома, управляющей компанией и так далее. Есть куда направить жалобу. Но затратить часть вашего времени и денег придется. Интересный случай: я поставил дверь в подъезде со стеклом. Все говорили: «Разобьют». Прошел год — ничего не разбили.
Трамвай — тема горячая. По словам Радченко, в Челябинске будут покупать новые трамваи. У нас в городе большая программа по обновлению трамвайного парка. А в Москве с трамваем не все очень хорошо.
— У нас плохо с системной работой трамваев. Мы можем что-то построить, но потом чинить, ремонтировать нам сложно почему-то. Мы перестали ремонтировать рельсы — у нас стали трамваи сходить с рельсов. И тогда мы составили собственную программу. Начали с того, что подсчитали количество аварийных мест, причины сходов. Пошли к профессионалам и спросили, что не так. Выяснилось, что есть волновые износы рельсов. Можно взять линейку и увидеть, где рельсы расходятся. И мы создали таблицу по всем трамвайным путям. У нас было около 20 волонтеров — они обошли пешком с фотоаппаратом все пути в Москве, измеряли линейкой все изгибы. Эта работа оказалась важной для пассажиров и для вагоновожатых. Всё занесли в таблицу. Где небольшие проблемы, на карте отметили желтым, где большие — красным, а где все хорошо — зеленым.
image6.jpg

Очень важный момент из опыта Радченко: «Вот вам что-то надо. Но, оказывается, это надо и другим».

Урбанист рассказал о кампании за пешеходные переходы.
— Из-за переходов можно судиться. Ведь главная проблема горожан — чтобы проблема дошла до начальства. Нас начали слышать.
Ударной историей Алексей Радченко считает создание карты ДТП Москвы.
— В России беда с аварийностью. Мы начали делать карту, на которой отмечены места гибели пешеходов. Задача — уйти от цифр, потому что у каждой жертвы ДТП есть имя, фамилия, биография и сломленная жизнь. Но каждый раз, когда чиновнику говоришь, что здесь погибло столько людей, то это для него веский аргумент. Карта оказалась востребованной. Мы получали письма от родителей. Одна мама смотрела карту, выбирая, куда отправить ребенка в школу. Но оказалось, что это интересно и застройщикам, тем, кто занимается реновацией.
Корреспондент «Вечерки» заметил: после полуторачасовой лекции местные урбанисты расходились из Дома архитектора воодушевленные.

Фото Юлии Боровиковой

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other