Меню

Среднее профессиональное образование берет курс на рынок

18.10.2013 10:37 81 (11692)


В Челябинской области подвели итоги приемной кампании в учреждениях начального и среднего профессионального образования Челябинской области: 16 тысяч абитуриентов зачислены на первые курсы колледжей и техникумов.

В сентябре этого года вступил в силу новый закон «Об образовании». Работа над этим документом велась почти четыре года. Предполагается, что к 2020 году он приведет к тому, что не менее пяти вузов войдут в топ-100 мировых рейтингов, 30 процентов студентов будут обучаться по приоритетным направлениям, 25 процентов колледжей и вузов станут приспособленными для учебы инвалидов. Также, согласно этому закону, в 2013 году изменились и правила приема в учебные заведения среднего профессионального образования. Если раньше в техникум или колледж можно было поступить по конкурсу, то новый закон, обеспечивая доступность среднего профессионального образования, предусматривает прием в такие учреждения всех желающих по заявлению. Только в том случае, если количество поданных заявлений окажется больше числа бюджетных мест, приемная комиссия вправе провести конкурс аттестатов.

«В 2013 году в учреждения среднего профессионального образования зачислено 15 904 абитуриента, в том числе 1,5 тысячи человек стали студентами педагогических колледжей, — приводит точные цифры заместитель министра образования и науки Челябинской области Галина Михайловна Казакова. — Мы связываем возросший интерес выпускников школ к получению среднего специального образования, во-первых, с его доступностью, а во-вторых, с перспективами трудо-устройства. Сегодня подавляющее большинство образовательных организаций имеют договоры с предприятиями, которые предоставляют студентам возможность прохождения практики и рабочие места».

В Челябинской области действуют 83 учреждения начального и среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку по 168 направлениям.

Новый закон подразумевает также переход на автономный статус учреждений СПО. Галина Михайловна прокомментировала, какие перспективы открывает такое нововведение: «Автономное учреждение может создавать хозяйствующие субъекты и малое производство. Эта идея прошла проверку временем: достаточно вспомнить трудовую повинность в коммунах Антона Макаренко или изготовление студентами профтехучилищ в советское время простых изделий для нужд реального производства — болтов, лопат и так далее. Система профобразования должна уметь зарабатывать, потому что иначе мы вряд ли сможем научить студентов этому.

В соответствии с новым законом наши учреждения сейчас разрабатывают программы развития на ближайшие пять лет, где в качестве одной из задач возможен переход и в автономный статус, и создание учебного производства».

Галина Михайловна отметила, что в системе образования Челябинской области есть ресурсы для создания мини-производств, и в первую очередь это талантливые учащиеся. Важно, чтобы педагоги могли успешно превращать задатки своих учеников в способности.

Об общих процессах модернизации профессионального образования в области на сегодняшний день рассказал в одном из своих интервью глава министерства образования и науки Челябинской области Александр Игоревич Кузнецов:

«Реально в последние годы в ПТУ обучались по 200 — 250 человек. По сути, государству приходилось содержать огромные пустующие площади. За два с небольшим года мы провели оптимизацию, избавились от непрофильных фондов. У нас были ситуации, когда на балансе техникумов, училищ находились мосты, дороги, линии электропередач, переданные с баланса предприятий, за которыми раньше числились образовательные учреждения. Не говорю уж про котельные, которые отапливали не только сами учреждения, но и жилой сектор муниципалитетов. Все это оттягивало средства от реальных задач по подготовке кадров. Большая часть бюджетных денег тратилась на содержание непрофильных активов, выплату зарплаты сотрудникам, которые эти активы поддерживали в более-менее работоспособном состоянии. А на образовательный процесс, зарплату мастерам производственного обучения, покупку нового оборудования денег было мало. Мы эту ситуацию существенно оздоровили. Сейчас стоит задача приведения площадей в современное состояние, отвечающее лучшим западноевропейским образцам».

Таким образом, благодаря текущим модернизационным процессам, профессиональное образование в области станет более жизнеспособным и самодостаточным, а также рынок предоставляемых образовательных услуг напрямую будет ориентироваться на требования актуального рынка труда. Выиграют ли от таких изменений учащиеся и работодатели? Ответ очевиден: современное профессиональное образование наиболее эффективно решает вопрос как дефицита кадров, так и трудоустройства.