Меню

Промышленный шпионаж, или Одиночка с мотором

16.10.2013 11:27 80 (11691)


Чтобы понять, каково положение дел с изобретательством в стране и в Челябинской области, я обратился к заместителю директора центра интеллектуальной собственности, патентному поверенному РФ Елене Крешнянской.

— Лет десять тому назад, — говорит Елена Анатольевна, — в стране подавалось 200 тысяч заявок на изобретение. Сегодня — всего 44 тысячи, из них на Урале 1200. Хотя изобретательская активность регионов весьма разная. Это зависит и от количества проживающих на территории, и от концентрации промышленных производств и прочих факторов. Для сравнения: в Челябинской области в 2012 году было подано 427 заявок на изобретение, в Свердловской — 568, Курганской — 70, в ХМАО — 40. Зато по коэффициенту изобретательской активности Южный Урал в УрФО лидирует — 2,37.

— Легко ли получить патент на изобретение, полезную модель?
— Патентов на полезную модель много. Их выдают быстро. Без экспертизы. Хотя последнее время Роспатент пытается ограничить выдачу патентов на заведомо известные вещи. Планируется введение в Гражданский кодекс требования обязательной экспертизы. Подобный процесс наблюдается во многих странах.

— Идею можно украсть, выдать за свою?
— У нас суды завалены исками в связи с этим. Люди уже понимают, что можно использовать в своих интересах, и используют. Иной «самоделкин» что-то пытается создать у себя в сарайчике, потому что тяга к усовершенствованию вечна. Но дальше какие его действия? Самому наладить производство? В таком случае надо иметь возможности. И в особенности — деньги, здоровье, коммерческую хватку. Тогда есть хоть какой-то шанс внедрить изобретение. Но такое случается очень редко.

— Но кто-то же реагирует на новинки?
— У нас инновации внедряют сегодня в основном промышленные предприятия. Причем чаще это делает у себя малый бизнес. «Одиночки с моторами» могут рассчитывать только на одно — продать свое изобретение. Но самое сложное — найти покупателя.

— В каких отраслях сегодня отечественный изобретатель добивается наибольших достижений?
— Мы не можем пробиться в сферу электроники, настолько мы отстали, а вот в область малой механизации — вполне. Фурнитура, простые приборчики. Развиты у нас приборы для строительства. Есть много фирм, которые берутся их выпускать. В этой области и патентуется многое, и внедряется, и, простите, воруется. Если никто не защитил патентом — бери и используй. И используют. Потом начинаются конфликты. Бегут в суды. Сегодня зорко следят за рынком, и промышленный шпионаж реально существует. Кого-то заинтересует устройство мангала для жарки шашлыков, а кого-то — перспективная деталь для автомобилестроения.

В этих 44 тысячах изобретений по стране половина патентов выдана не на «свое». Плагиаторы идей знают, для чего патентуют то или иное чужое изобретение, и планируют на этом заработать. А вторая половина — Сюткины, которые живут надеждой продать собственное, выстраданное изобретение.

Кстати, у некоторых маленьких фирм есть по нескольку десятков патентов. Они думают о том, как улучшить производство, поэтому сами патентуют свои находки. В мировой практике изобретательство всегда выгодно. Япония вся вышла в страны-гиганты за счет патентов и лицензий. Может быть, и нашей стране повезет, если здесь будут достойно применять талант изобретательства. А изобретатели будут всегда. Не зря говорят, голь на выдумку хитра.

И последнее. Челябинская область уже много лет прочно входит в десятку лучших регионов страны по уровню и эффективности изобретательства. Значит, потенциал есть.