Меню

Полезная модель бытия

16.10.2013 11:26 80 (11691)


Изобретатели, несомненно, лучшая часть человечества. Среди них полно настоящих оригиналов, хлопотливых и вечно занятых, совершенно искренне верящих в переустройство жизни в лучшую сторону. В этом большинство «самоделкиных» — на одной доске с поэтами, потому что они способны очаровываться, пусть и сугубо материальными, вещами. Вот и наш земляк Валерий Сюткин верит, что изобретательство — отличный способ принести пользу людям, оставить по себе добрую память.

Заразительное дело

Сам Валерий Михайлович точно не помнит, откуда взялась у него эта страсть к железкам и всякой механике, которая в самом величественном разнообразии присутствует вокруг нас. Из воспоминаний о далеком детстве лишь возникает железный броневик, подаренный родителями. Разбирал его до упора, пока не остались на полу безжизненные винтики, шестеренки и колесики. Уж очень хотелось понять, как это устроено. Из маленькой страсти родилось большое увлечение.

— У меня всегда был интерес к механике. Попадется в руки какой-нибудь механизм, и сразу азартная мысль: а как можно это усовершенствовать? — признается Сюткин.

Непостижим мыслительный процесс домашнего «самоделкина». Ходит он по квартире, смотрит. Невинные бытовые устройства вдруг предстают для него источником идей и исходных материалов. Лопатка от миксера превращается в педаль, стиральная машина — в подъемник, лыжи — в летательный аппарат. Но метаморфозы спортивного инвентаря и разной утвари не суть изобретательства. Здесь господствует идея полезности, решение задачи, чтобы из чего-то неудобного сделать удобное и эффективное.

Когда Валерий Сюткин работал в свое время на ЧМК в качестве инженера-конструктора, особенно увлекся рационализацией на производстве. В ту пору активно осваивались американские вакуумные печи, капризные в отдельных узлах. К примеру, крышка на заморском агрегате не закрывалась как надо, что грозило остановить производство качественной стали. Проблемой занялся Сюткин. Присмотрелся к запорному механизму, который почему-то не срабатывал, и предложил поставить пружины в то место, где, коротко говоря, «не состыковывалось коромысло». Остроумное решение помогло. Около десятка рационализаторских предложений сделал Валерий Сюткин по американским печам. Особенно удачно получилось с устройством для замены резины вакуумного уплотнения. Чтобы ее заменить, у американцев уходили часы. Сюткин придумал специальный футляр, который всю работу сокращал до десяти минут. Понадобилось разбирать и даже ремонтировать печные насосы, причем в темноте? И на это нашлись решения. Это, конечно, производство, но и на пенсии изобретательское дело Валерий Михайлович не оставил.

Гениальное простое

Однажды изобретатель Сюткин провел простой эксперимент. Поставил тазик, открыл воду, как это обычно делают, чтобы побриться. После процедуры измерил объем набежавшей воды. Получилось семь литров! А ведь обыватель привык беспечно не заморачиваться экономией воды. Как тут не вспомнить англичан с их затычками для раковин. Вот тогда и придумал Валерий Сюткин «маленькую штучку» — специальный водоразборный клапан, который можно прикрутить к любому смесителю. Слегка нажал на рычажок — получил порцию влаги. Убрал руку — вода не бежит. Но если надо, чтоб мощная струя пошла, достаточно небольшого поворота на регулировочном кольце. Патентованное изобретение на конкурсе челябинских «самоделкиных» удостоилось специального диплома в номинации «Гениальное простое». Вещь получилась остроумная (три изобретения в одном узле), но никто не кинулся ее внедрять, ставить в детских садиках, школах, учреждениях, жилых домах.

В Увельском районе, в деревне Хомутинино, где живет Валерий Михайлович, земли у изобретателя всего-то две сотки. Но как их обрабатывать пенсионеру, страдающему заболеванием сердца? Вилами копнешь, а на них налипают неподъемные комья земли. И сразу мысль: а если сделать пакет ножей, которые бы проходили меж зубцами вил, да опору подвижную приладить? В итоге инструмент получился интересный.

— Я, сердечник, две сотки мигом вскапываю и не устаю, — хвастается Сюткин. И не зря. В Роспатенте за приспособление к вилам выдали патент как на полезную модель.

И снова — велосипед

Говорят, каждый настоящий артист мечтает сыграть своего Гамлета. Нечто похожее происходит и с изобретателем. Не может он пройти мимо велосипеда. Педальная машина вдохновляет своей неисчерпаемостью. Вот и Валерий Михайлович решился «изобрести велосипед». А тут смелость и оригинальность нужны вдвойне. Как устроен современный велик, известно: большие зубчатые колеса с педалями, цепь, на заднем колесе целый пакет «звездочек». Переключать все эти скорости непросто, особенно если требуется быстро подобрать оптимальное соотношение диаметров, чтобы не тратить лишних сил. Сюткин решил избавить человечество от всего этого нагромождения и предложил... велосипедную «коробку-автомат».

— Едем в гору, — объясняет Валерий Сюткин, — прикладываем больше усилий. Автоматически три сегмента с зубчиками выскакивают, делая основную звездочку больше в диаметре. Все! Больше не надо набора шестеренок на заднем колесе. Я собрал у себя упрощенный вариант этой модели. Велосипед легко бегает. Между прочим, французская компания «Конкорд» сделала математический расчет. Оказывается, эллипсная звездочка требует на шесть процентов меньше энергии. У меня их три. Получается — на 18 процентов!

Валерий Михайлович переполнен идеями. Вот задумал вещь совершенно востребованную — сбиватель сосулек. В отличие от многих образцов с громоздкими приводами у Сюткина машинка бегает между двумя тросиками, по которым подается электрический ток. Вся хитрость — в поворотах устройства.

— А если попадется толстая сосулька — справится машинка? — спрашиваю изобретателя. Он бодро отвечает:

— Отпилит предусмотренной пилкой!

Изобретателя легко обидеть

— Валерий Михайлович, у вас есть патенты и на изобретения, и на полезные модели. Расскажите, как все это оформляете.

— Пришла идея. Разработал и сделал на свои деньги. Посчитал. Дальше в трех экземплярах печатаю заявку на патент. Пишу, к какой области относится. Ищу возможный аналог. Если есть такой, указываю его недостатки. Потом предлагаю свою мысль, как устранить недостатки и достичь лучшего эффекта.

— Вы говорите, что уже четыре года с Роспатентом у вас разладились отношения.

— Уплатил пошлину, а они деньги потеряли. Теперь с меня требуют уже четыре тысячи рублей. Это же половина моей пенсии.

— И все-таки изобретательская мысль продолжает биться в стране?

— Был я на конкурсе, посмотрел. Сколько хороших вещей изобретают! Но никому не надо. А изобретателей у нас хватает. Сейчас появились технопарки. Предлагают площади, кредиты дают. Так ведь их отдавать надо. А еще бизнес-план требуют, который стоит 50 — 60 тысяч рублей. По мне, лучше бы создали небольшие мастерские, куда можно прийти с патентом и где конструктор поможет грамотно сделать чертежи. Создаем образец — и на выставку. Кому понадобится, тот и внедрит в производство.