Меню

*****

Как нам построить информобщество?

16.10.2013 11:21 80 (11691)
Челябинск пригласил к разговору всю страну.

На днях в нашем городе завершил свою работу масштабный форум «Информационное общество — 2013», который, по словам председателя правительства региона Сергея Комякова, за три года успел превратиться в узнаваемую площадку в масштабах страны. Специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Уфы, Красноярска и других городов на семинарах и круглых столах обсуждали вопросы, связанные с внедрением информационных технологий в повседневную жизнь граждан. Обмен мнениями, идеями, наиболее продвинутыми знаниями продолжался и на трех специализированных выставках, приуроченных к форуму. Основной итог: до полной победы в деле строительства информобщества пока далеко, но сам ход в этом направлении впечатляет темпами.

Для всей страны

Мы у себя умудрились проспать многое в то время, когда в передовых странах успели наладить производство микроэлектронных элементов и информационный сервис. Оптоволокно, цифровые сети и спутники освоили первыми тоже не мы. Сейчас у нас из-под носа уводят роботостроение и телекоммуникации. Я уже не говорю о биотехнологии и тонкой химии. Как-то не получается рвануть впереди всех. Но и жить в режиме «догнать и перегнать» уже не интересно. Хотелось бы уйти со старта вместе со всеми, а не топтаться на месте, когда самые проворные на финише уже деловито обустраивают себе новый технологический уклад. Хорошо, что власти начинают понимать это во всей полноте проблемы. Иначе с чего бы это такое рвение в строительстве информационного общества?

Действительно, от информационных технологий зависит и качество жизни граждан, и условия ведения бизнеса, и даже эффективность управления на любом уровне. Страна встрепенулась и в спешном порядке начала формулировать запрос на построение информационного общества. И очень приятно, что именно у нас, на Южном Урале, смогли сделать что-то реальное, чтобы еще при жизни нашего поколения увидеть — какое оно, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.

К 2018 году 90 процентов людей должно быть удовлетворено оказанием муниципально-государственных услуг. Это вполне обоснованные прогнозы от Сергея Комякова, который, открывая форум, порадовался тому, что на нем появилось много новых секций, представляющих развитие информационного общества, в том числе и в области ЖКХ, строительства. А это свидетельство движения вперед не столько самого форума, сколько реализации конкретных проектов.

Всего несколько лет тому назад все началось с попытки создания «электронного правительства». В этой работе первую скрипку играл «Ростелеком». Исполнительный директор этой компании Дмитрий Гордов признается:

— Именно Челябинская область чаще всего была участником многих пилотных проектов в сфере информатизации. И решения, которые отрабатываются здесь, на местах, важны для всей страны. Поэтому я рад, что сегодня на форуме подбирается такая аудитория, с которой можно сделать внятные выводы, нацеленные на практический эффект.

На клик у компьютера

Было бы странно, если бы в Челябинск не приехал Илья Массух, президент Фонда информационной демократии.

— Демократия — это власть народа, — заявил он. — И развитие телекоммуникаций, современных средств взаимодействия общества и государства дает возможность не в прямую контактировать с чиновником, которого зачастую достаточно сложно найти, а направить какой-то запрос, чтобы он ответил. Началось все с электронных услуг. И люди это почувствовали. Кликнул — и получай загранпаспорт. Потом мы видели пример веб-выборов, когда граждане, сидя у себя на диване, наблюдали, как происходят выборы в нашей стране на каждом отдельном участке. Именно в период предвыборной кампании президент Путин предложил обратить внимание на интернет-сообщество. Именно там часто рождаются гражданские инициативы. И государство должно брать их на вооружение. Вот это и есть информационная демократия, когда на клик у компьютера запускается механизм государственного управления. Но если этот механизм работает хорошо! С начала следующего года выборы в Общественную палату станут проводить с помощью интернет-голосования. Это будут реальные выборы конкретных людей, а не просто наблюдение за процессом. Предстоит выбрать 43 человека в виртуальном пространстве.

Сдвиг все-таки случился

Несмотря на нехватку средств и инерцию на местах, строительство информационного общества в регионах Большого Урала продолжается. Как отметила начальник департамента по экономической политике аппарата уполномоченного представителя президента в УрФО Анна Ленская, сегодня важнейшая задача власти — переход на качественно новый формат взаимодействия граждан с организациями, преодоление административных барьеров.

— По итогам девяти месяцев в Челябинской области достигли максимального количества действующих МФЦ (многофункциональных центров), — сказала чиновница. — В то время как в Курганской, Тюменской, Свердловской областях открыто по одному-два МФЦ, на Южном Урале уже работает вместе с филиалами 19 таких центров. Степень информатизации общественной жизни Челябинской области также выделяется на фоне УрФО. Повысилась информатизация объектов здравоохранения. Там полностью внедрены информационно-справочные системы, входят в обиход системы дистанционной записи к врачу. Ведется активная работа по прокладке широкополосных линий ко всем муниципальным библиотекам. Задача дня — перевод в электронный вид библиотечных фондов и медицинских карт.

И это на фоне большой работы по созданию электронного удостоверения личности граждан, которая должна завершится, по планам разработчиков, до 1 января 2015 года. За это время предстоит полностью отладить технологию электронных паспортов.

Пожалуй, наибольший сдвиг произошел в области социальных, транспортных, банковских и других приложений. Здесь население стремительно привыкает к «пластику». Но хорошо ли, когда у тебя бумажник разрывается от карточек различного назначения? А если создать универсальный «продукт»? И снова проблема: требуется не только формировать электронные базы данных, но и как-то совмещать приложения разных информационных систем. Но как поднимать уровень межведомственных взаимодействий для оказания своих услуг всеми органами власти, если до сих пор в некоторых муниципальных образованиях отсутствует устойчивая интернет-связь?

В аппарате представителя президента уже заметили, что недостаточными темпами ведется работа по созданию административных регламентов для предоставления муниципальных услуг, а принятые регламенты противоречат действующему законодательству. Не везде налажено информационное взаимодействие в сфере ЖКХ. Часто поступают жалобы о сбоях в работе программного обеспечения.

Планов и дел громадье

Челябинской области отступать некуда. Однажды оседлав «информационного коня» на глазах всего отечества, придется первыми же и прискакать за призом. Надо ли говорить, что приз — удаляющееся в перспективу стремительное развитие региона. Для начала у нас создали и начали реализовывать несколько областных и ведомственных программ. По словам Сергея Комякова, в ближайшее время будет рассмотрена и принята государственная программа на 2014 — 2015 годы. И пусть по строительству МФЦ наша область в числе передовиков (кстати, в этом году откроются еще два центра), работы еще очень много.

— За прошедший год мы достаточно продвинулись в использовании технологии ГЛОНАСС, — подчеркнул Сергей Львович. — 100 процентов автомобилей скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автомобили, перевозящие особо опасные и крупногабаритные грузы, оснащены приборами ГЛОНАСС и подключены к соответствующим системам мониторинга. В области существует система мониторинга жилищного фонда. Автоматизированы многие градостроительные процессы. Прирост IT-услуг достиг 11 процентов и составил семь миллиардов долларов.

В условиях очень напряженного бюджета на 2014 год на первый план выходит работа по повышению эффективности бюджетных расходов. В том числе в сфере применения информационных технологий. Все расходы должны быть обоснованы. Нам надо выйти на обсуждение новой стратегии развития информационного общества до 2020 года, закончить разработку системы электронного правительства РФ, сформировать исчерпывающий план по переводу государственных услуг в электронный вид с учетом их приоритетности и востребованности гражданами.

Параметры настоящего для будущего

В министерстве информационных технологий и связи Челябинской области считают, что продвижение к информационному обществу невозможно без создания базовой инфраструктуры. Глава ведомства Антон Шариков по этому поводу заявил:

— У нас есть стратегия развития до 2020 года. Несколько целевых программ, которые направлены на пре-одоление большого различия между различными слоями общества в использовании информационных технологий.

Для того, чтобы представить реальную картину, министр предложил для осмысления следующие цифры:

Интернет стационарный...

Доля домохозяйств в Челябинской области, имеющих доступ к интернет-сети, составляет 61 процент. Здесь за год прирост составил 7,7 процента. Количество городских семей, пользующихся Интернетом, в полтора раза превышает сельских пользователей. При этом в регионе все сдаваемые многоквартирные дома изначально подключены к современной коммуникационной инфраструктуре.

…и мобильный

В муниципальных образованиях сегодня растет количество пользователей мобильного Интернета. В 63 процентах домохозяйств есть персональный компьютер. Объем услуг связи в области за шесть месяцев увеличился на 4,8 процента. На Южном Урале действуют пять операторов подвижной радиотелефонной связи. Скорость передачи данных в сотовых сетях пока лишь 512 килобит в секунду. В сетях 3G — 1,3 мегабит в секунду. Операторами сотовой связи активно осуществляется строительство новых базовых станций. За шесть месяцев этого года их зарегистрировано 366. Из них 263 — нового поколения.

Телефонизация населенных пунктов уже составила 100 процентов. Разрабатывается проект обследования населенных пунктов с численностью от 500 до 10 тысяч человек с целью внедрения там элементов цифровых технологий.

Да прибудет цифра в библиотеку...

Идет полным ходом оцифровка архивных, библиотечных и музейных фондов.

— До конца этого года планируется выполнить эту работу на 100 процентов. А это более 900 библиотек, — заверил министр Шариков. — Все они будут оснащены ПК и обеспечены доступом к Интернету для работы с национальным библиотечным ресурсом.

Электронное правительство...

За последнее время запущен в действие программно-аппаратный комплекс по обработке данных электронного правительства. Состоит он из 28 информационных систем, для которых развернуто 80 виртуальных серверов емкостью около 30 терабайт.

К автоматизированной системе управления Челябинской области подключено 39 территориальных образований. Для чего задействовано 133 сайта и подключено 249 муниципальных образований.

Развивается межведомственный документооборот, в который объединены 23 органа власти. Гражданам уже выдаются 185 госуслуг. В этом году будут переведены в цифровой формат еще две госуслуги и более 70 муниципальных. Сегодня более 60 тысяч граждан и юридических лиц зарегистрированы на портале госуслуг.

Любопытный факт: все чаще стала учитываться экспертиза министерства информационных технологий при обосновании требований бюджетных ассигнований на отраслевых и межотраслевых бюджетных комиссиях. По словам министра Шарикова, в 2012 году экспертиза выявила неэффективных затрат на информатизацию на сумму 180 миллионов рублей. За полгода текущего года — около 50 миллионов рублей.

 



Комфортный доступ населения к информационным услугам, несомненно, будет расти, а вот цифровое неравенство, надеемся, будет уменьшаться. На повестке дня целый ряд горячих вопросов: защита персональных данных, преодоление дискуссий по поводу «электронного досье в одном флаконе». Выдача электронных карт, разумеется, от этого задерживается. Да и недостаток финансирования тормозит осуществление следующих этапов по информатизации общества. Есть и принципиальные проблемы: еще не утверждены на федеральном уровне универсальные стандарты оказания государственных и муниципальных услуг. А пока мы осваиваем цифровые подписи и открываем личные кабинеты на портале госуслуг, время уходит.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other