Меню

«Дорожные карты», которые мы выбираем

16.10.2013 11:10 80 (11691)
На совещании в правительстве области обсудили проекты, направленные на упрощение, удешевление и ускорение действующих процедур по ведению бизнеса.

Словосочетание «дорожная карта» уже давно используется не только для обозначения маршрутов, по которым можно проехать «из пункта А в пункт Б». Сегодня так называют и планы по мирному урегулированию международных конфликтов, и программы развития определенной отрасли. Люди, которые собрались 11 октября в зале совещаний правительства Челябинской области, говорили о малом и среднем бизнесе, о том, что мешает ему развиваться и что надо сделать для того, чтобы улучшить инвестиционный климат в регионах.

Кто рисует карты?

Инвестиционный климат не формируется сам по себе. Для его улучшения необходимо оптимизировать немало государственных процедур: от скорости регистрации предприятия и легкости подключения к электрическим сетям до получения разрешений на строительство и создание условий для развития конкуренции. Правительство Российской Федерации, отвечая на запросы предпринимательского сообщества, утвердило «дорожные карты» — планы мероприятий по улучшению инвестиционного климата в рамках Национальной предпринимательской инициативы (НПИ).

Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации включает в себя предложенные предпринимателями планы мероприятий по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории Российской Федерации процедур, связанных с ведением бизнеса. Инициатива реализуется Агентством стратегических инициатив во исполнение поручения президента РФ В.В. Путина.

За период к началу 2013 года правительством были утверждены и вступили в действие девять «дорожных карт». На совещании в Челябинске говорили о четырех: «Расширение доступа субъектов среднего (и малого) предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса».

Как отметил генеральный директор «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Андрей Никитин, сегодня главной задачей является мониторинг выполнения разработанных программ. Причем оценивать состояние инвестиционного климата в регионе могут сами предприниматели — для этого надо только зайти на корпоративный портал Инвестклимат.РФ и принять участие в мониторинге.

В качестве критериев эффективности «дорожных карт» используется место России в международных рейтингах, включая рейтинг Doing Business, формируемый Всемирным банком. В 2013 году Россия заняла в нем 112-е место, улучшив прошлогодний показатель на восемь позиций.

Целевым показателем реализации «дорожных карт» является вхождение России в топ-20 стран по инвестиционному климату к 2018 году.

Климат для бизнеса на Южном Урале

Как подчеркнул председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков, наш регион вполне может гордиться своими успехами в области выполнения «дорожных карт». На сегодняшний день на Южном Урале полностью выполненными признаны 11 из 15 требований стандарта АСИ, еще четыре прошли одобрение экспертной группы. (Региональный инвестиционный стандарт — ключевой проект АСИ по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами). Председатель правительства отметил, что в регионе продолжается реализация поручений губернатора Михаила Юревича по привлечению инвестиций в экономику.

«Еще до появления Агентства стратегических инициатив было очень много разговоров о необходимости облегчения инвестиционной деятельности. Создание АСИ и разработка «дорожных карт» позволили начать системную работу по упрощению процедуры доступа бизнеса к различным административным регламентам, которые действует в нашей стране, — сказал Сергей Комяков. — При разработке «дорожных карт» вскрылось очень много дефектов, касающихся отношений в сфере предоставления земельных участков, налогообложения, подключений к сетевым ресурсам. Таким образом, «дорожные карты» нацелены на устранение тех препятствий, которые мешают бизнесу развиваться и инвестировать».

Генеральный директор АСИ Андрей Никитин в свою очередь отметил, что снижение административных барьеров для бизнеса в Челябинской области очевидно не только для агентства, но и для предпринимателей.

— По сути, наша оценка не так важна, как оценка бизнеса, непосредственно работающего в регионе. В этом плане Челябинская область входит в десятку самых динамично развивающихся регионов России, которые движутся по пути снижения административных барьеров, — подчеркнул он. — Это значит, что предпринимательское сообщество одобряет ту работу, которую проводят губернатор и региональное правительство. Вообще должен отметить, что дружелюбность всей области и Челябинска в частности растет с каждым годом.

Болевые точки: строительство, конкуренция, энергетика

В рамках совещания состоялось несколько круглых столов. Наибольший интерес вызвали диалоги на темы «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» и «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».

В частности, предприниматели, работающие в строительном бизнесе, вступили в дискуссию с представителями администрации города Челябинска. По мнению бизнесменов, процесс выделения земельных участков для строительства в нашем городе чересчур осложнен. В свою очередь муниципальные чиновники отмечали, что в городе существует определенное зонирование, и упрощение процедур может привести к тому, что в зоне отдыха, например, будет построен не соответствующий профилю объект.

На круглом столе, посвященном развитию конкуренции, также говорили о том, что необходимо, например, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования — определение статуса и порядка подготовки разъяснений ФАС России практики применения антимонопольного законодательства и лучших практик добросовестной конкуренции. Отмечалась также необходимость повышения уровня защиты прав потребителей услуг естественных монополий — законодательное закрепление стандартов коммерческого качества обслуживания потребителей таких услуг и ответственности за их соблюдение.

В кулуарах совещания много говорилось про необходимость упростить и удешевить процедуру подключения субъектов предпринимательства к энергосетям.

— Я вхожу в состав рабочей группы, которая инициировала создание данной «дорожной карты», — рассказал председатель совета Челябинского регионального отделения общественной организации «ОПОРа России» Александр Калинин. — Мы прописали конкретные шаги для того, чтобы сократить количество процедур, необходимых для подключения, уменьшить их стоимость и сделать весь процесс быстрее. Сегодня результаты уже есть — об этом свидетельствуют отзывы самих предпринимателей».

Только первые шаги

Естественно, при общем позитивном настроении участники совещания отчетливо понимали, что сделать еще предстоит немало.

— «Дорожные карты» — это очень эффективный инструмент, — сказал руководитель Челябинского регионального отделения «Деловой России», депутат Законодательного собрания Константин Захаров. — Общественная организация «Деловая Россия» была генератором многих идей, которые сегодня реализуются через Агентство стратегических инициатив. Сделано немало — например, очень важным является тот факт, что с 2014 года ни один закон регионального уровня (а с 2016 года — и муниципального уровня) не может быть принят без оценки регулирующего воздействия этого акта со стороны предпринимательства. Вместе с тем мы видим, что климат для бизнеса в нашем регионе еще далек от совершенства. Бизнес-сообщество испытывает немало трудностей. Но шаги в правильном направлении уже сделаны, и надо двигаться дальше...

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»