Меню

Бюджет под строгим контролем

16.10.2013 10:24 80 (11691)


Согласно бюджетному кодексу дефицит бюджета не может превышать 15 процентов от собственных доходов региона. За схемой доходов и расходов казны внимательно следят южноуральские законодатели, областное правительство, профильные министерства и ведомства.

В последнее время тема бюджета, а точнее его дефицита, стала инструментом в руках манипуляторов. Политологи, в отсутствие финансового образования, начинают рассуждать на тему, плохо это или хорошо. Да при чем здесь это? Есть общепринятая практика, в которой дефицит бюджета является таким же нормальным и естественным, как профицит. Как же на самом деле обстоят дела с бюджетом нашей области? По официальным данным, дефицит составляет 17,1 миллиарда рублей. Государственный долг — 16,4 миллиарда рублей, в которые входят 11 миллиардов государственных гарантий и долговые обязательства в размере 5 миллиардов 56 миллионов рублей, в том числе 3,3 миллиарда рублей банковских кредитов. Стать еще больше дефицит уже не может, и об этом не раз говорили депутаты регионального Заксобрания. Согласно Бюджетному кодексу дефицит бюджета не может превышать 15 процентов от собственных доходов региона. Сегодня за этим строго следят южноуральские законодатели, областное правительство и профильные министерства и ведомства.

Рабочая обстановка

В настоящий момент ситуация с госдолгом Челябинской области не является критичной. Большая его часть (11 миллиардов рублей) — это, как уже сказано выше, госгарантии по кредитам на реализацию инвестиционных проектов. Для сравнения, в других регионах ситуация значительно сложней, так как основную долю в объеме их госдолга составляют банковские кредиты. Так, по данным Минфина на 1.08.2013 года, лидерами по госдолгу среди регионов РФ стали (в рублях): федеральные города Москва (176 миллиардов) и Санкт-Петербург (20,6 миллиарда), республики Татарстан (85,5 миллиарда) и Якутия (19,5 миллиарда), Краснодарский край (80,9 миллиарда), Нижегородская область (42 миллиарда), Саратовская область (40,8 миллиарда), Кемеровская область (32,4 миллиарда), Свердловская область (18,3 миллиарда).

Да, финансовая обстановка в Челябинской области сложная и никто из руководства области этого не отрицает. Но она вполне типичная для абсолютного большинства субъектов РФ. С дефицитом бюджета живут практически все регионы. У наших соседей-свердловчан дефицит областного бюджета достиг 28 миллиардов рублей, в Башкирии — почти 19 миллиардов рублей, в Новосибирской области — 18 миллиардов рублей. А ведь уровень экономики этих регионов сопоставим с экономикой Челябинской области. Депутаты регионального парламента постоянно «держат руку на пульсе» дефицита областного бюджета. Они отмечают, что по сравнению с другими регионами бюджет Челябинской области стабилен.

Не имеет дефицита только Чеченская Республика, а профицит бюджета только у Москвы, Санкт-Петербурга и Сахалинской области. Причем на Сахалине одна из причин профицита — масштабное неосвоение средств по госконтрактам и придерживание средств. Сторонником примерно такой тактики было прежнее руководство Челябинской области, направлявшее, к примеру, дорожные субсидии в три-четыре муниципальные территории из сорока трех. Нынешние законодательная и исполнительная ветви власти выбрали другую политику ведения бюджета — они используют все бюджетные средства для исполнения всех обязательств и социальных гарантий, которые дали жителям области. Об этом на прошлой неделе в интервью одному из челябинских радио говорил и председатель Законодательного собрания Челябинской области, председатель комитета по бюджету и налогам Владимир Мякуш.

— Мы ведем бюджетный процесс с расчетом обеспечения выполнения всех обязательств, которые взяли на себя перед жителями. Это и решение социальных программ, и повышение заработной платы бюджетников, и ликвидация последствий катастроф, произошедших в этом году. Например, на ликвидацию последствий затопления южных районов области было необходимо около 2,5 миллиарда рублей. Если бы мы ждали поступления этих средств из федерального бюджета, люди накануне зимы остались бы без жилья. Губернатор принял правильное решение выделить необходимые средства из областного бюджета, и мы, депутаты, его поддержали. На 11 миллиардов мы предоставили гарантии по строительству новых предприятий, с вводом которых появятся новые рабочие места, а в областной бюджет будут поступать дополнительные налоговые отчисления, — сказал Владимир Мякуш.

Новая экономика вытягивает область

Одна из причин снижения доходной части бюджета Челябинской области — сокращение налоговых поступлений от металлургических предприятий. Она характерна для большинства регионов, с высокой долей металлургии в валовом региональном продукте. В основном это возвраты сумм по налогу на прибыль, уплаченных ранее, либо отсутствие самой прибыли как одной из частей налого-облагаемой базы. Поясним: если в первом и втором квартале года предприятие получало прибыль и платило с нее в областной бюджет налог, а в остальных двух кварталах несло убытки, то по итогам годового баланса получается, что прибыли у предприятия не было. В таком случае область должна вернуть ему уплаченные в первых двух кварталах суммы по налогу на прибыль. По предварительным оценкам, в 2013 году в Челябинской области сумма таких возвратов составит пять миллиардов рублей.

Для сравнения, в январе — июне 2013 года прибыль прибыльных предприятий к аналогичному периоду предыдущего года в Челябинской области сократилась почти на 30 процентов, в Свердловской области — почти на четверть, а в Курганской области — на 13 процентов. При этом в рублевом выражении на Южном Урале прибыль составила всего 28 миллиардов рублей, тогда как на Среднем Урале — 77,5 миллиарда. Отметим, что реальные поступления от налога на прибыль в этом году имели только Москва, ХМАО, ЯНАО и Санкт-Петербург.

Губернатор Михаил Юревич заострял на этом внимание еще в 2012 году. В качестве решения проблемы с неплатежами металлургов предлагалась более интенсивная диверсификация экономики, развитие смежных отраслей и производств, участие предприятий области в федеральных инфраструктурных проектах.

— Привлечение инвестиции и строительство новых предприятий — это главный ориентир губернатора и правительства Челябинской области, — отмечает Владимир Мякуш в интервью. — И мы, региональный парламент, их в этом поддерживаем. Конечно, моментальной отдачи мы не получим, все это инвестиции в будущее, но полагаю, что уже в ближайшее время увидим и почувствуем первые результаты. И я думаю, что в том числе и на покрытие дефицита эти деньги повлияют положительно.



Заметим, что отчасти это уже происходит. Сегодня Челябинская область достаточно успешно компенсирует выпадающие доходы ростом налоговых отчислений от других отраслей. За восемь месяцев 2013 года налоговые поступления от строительной отрасли выросли на 22 процента, от производства и распределения электроэнергии, газа и воды — на 31 процент, от добычи полезных ископаемых — на 60 процентов, от сельского хозяйства — на 18 процентов. Даже машиностроение увеличило отчисления на три процента. Все эти цифры говорят о главном: у нас есть своя «подушка безопасности». Она сработала в критический момент, и власти области рассчитывают, что эффект будет долгосрочным.