Меню

Музейный креатив

11.10.2013 12:04 79 (11690)


Выставка и шашлыки на пленэре.

Четвертый «ФотоФест» стал культурной бомбой. Всем известно, что любой, самый лучший фестиваль, самый гениальный сценарий со временем приедается. Организаторы форума не стали ждать и заветный час Х подготовили собственными руками.

Во-первых, они совершили практически чудо, договорившись с агентством Reuters, получив экспозицию фотографий и залучив в Челябинск шефа российского отделения фотослужбы агентства Reuters Григория Дукора. Это событие стало сенсацией, с учетом того что вот уже пять лет Reuters принципиально в России не выставляется, а его сотрудники не дают никаких интервью. Во-вторых, переезд форума на пленэр стал неким нонсенсом, хотя на самом деле съемки на природе — для фотографов дело обычное.

Пришел, увидел… снял!

 
 
Признаться, поначалу идея провести «ФотоФест» на природе вызывала не то чтобы недоверие — опаску: что, как да и зачем? Вывезти 150 человек на базу отдыха, чтобы заставить поработать, — это еще умудриться надо.

— Опять Богдановский креативит, — усмехались, удивляясь, старшие коллеги.

Непогожим осенним утром наше журналистское трио отправилось в качестве группы наблюдателей и сочувствующих на озеро Большой Сунукуль. Ехали весело, в предвкушении, что же увидим. Приехали, увидели. Уже при въезде на базу встречает флаг с надписью «ФотоФест», тут же, прямо на улице, под мелким моросящим дождичком целая выставка — лучшие работы прошлых фестивалей. На базе, несмотря на непогоду, полно народу: молодежь тусуется, теплая женская компания жарит на мангале шашлыки, чокается рюмками и с интересом рассматривает фото. Мелкой трусцой бежит директор краеведческого музея, он же организатор, он же вдохновитель фестиваля, Владимир Богдановский.

— О, приехали! — радостно жмет руки. — Вовремя. Идемте, чаю для начала, а потом творческая встреча начнется, — и тащит нас в корпус к теплому чайнику.

Народ потихоньку подтягивается. Никто никого не подгоняет, не упрашивает, а конференц-зал уже полон. Игорь Ковалев, фотограф из Тюмени, рассказывает о себе, о Тюмени, о тюменском отделении фотосоюза, о тюменских проблемах, впрочем, понятных всем.

— Я предпочитаю репортаж, но и художественные снимки делаю. Дело в том, что фотодокументалистика без художественности проблематична, и наоборот, — уверен выступающий.

Часть природы

Потихоньку выскальзываем из зала. Около дальнего корпуса маячит красный свитер Богдановского. Что он там делает? Отправляемся на разведку. Оказывается, монтирует новую экспозицию: в большом холле столовой расставлены передвижные стенды, возле которых суетятся авторы.

— Ой, какой «паучок»! — толкает меня в бок коллега.

На белом фоне негритянка изогнулась так, что действительно напоминает гигантского паука с большим брюшком, только лап всего две. Подпись: «Александр Тепляков. Магнитогорск».

— Где же негритянку в Магнитке нашли? — пытаю подошедшего автора.

— Рядышком с моей студией фитнес-центр, она там тренером работает, захотела сделать фотосессию, — рассказывает Александр.

Фотографии на выставки выбирают авторы, и сразу видно, чем они предпочитают заниматься. Александр выбрал художественную съемку, любит работать с моделью на природе.

— Хочется показать некое единство человеческого тела и природы, ведь человек — часть ее.

Настроение в монохроме

Ледяные пейзажи Сергея Зырянова сразу покорили. Монохром в фотографии — особая песня. При минимуме красок на первый план выступают полутона, нюансы, переливы и переходы создают глубину, объем. Тонкие прозрачные иглы на кромке темно-синей воды.

— Где такую красоту снимали?

— Да все у нас, на Шершнях, — автор, Сергей Зырянов, помимо того что фотографирует активно, еще и моржует энергично. Этим объясняется его пристрастие к зимней теме. — Есть такой момент, где-то в апреле, когда начинает лед таять неравномерно. А знаете, льдинки при этом поют...

— Как это?

— Как цикады. Трещат.

— Я не репортер, — признается фотограф. — Мне важны эмоции, а монохром как раз лучше передает нюансы настроения.

Нюансы настроения Зырянов передает в синих тонах. Это его любимый цвет, чтобы найти нужный оттенок, приходится попотеть, но царство Снежной королевы того стоит.

Задел на будущее

Гонг снаружи призывает зрителей на какое-то действо. Молодые люди тщетно пытаются реконструировать средневековое ристалище. Тянет дымком костра — идем на запах. Дорогой зарубежный гость фестиваля — Айхан Ахмедов — готовит настоящий бараний шашлык со всеми премудростями. На самом деле он приехал на Южный Урал, чтобы набрать материала для нового выставочного проекта «Шелковый путь дружбы. Южный Урал глазами азербайджанских фотографов». Но одно другому не мешает.

— Я удивлен, что здесь так много молодых ребят с фотоаппаратами, это здорово! — Айхан позирует за мангалом как раз для этих ребят.

Это правда, для молодых были не только мастер-классы организованы, но и разбор полетов: желающие могли показать свои работы маститым коллегам и получить дельный совет. За разборками, кстати, засиживались до темноты. Пока готовились шашлыки, в импровизированном выставочном зале уже сменилась экспозиция, и так каждые пару-тройку часов.

— В общей сложности мы провели около 30 выставок, фотографий пятьсот побывало на стендах, — гордится Богдановский, впрочем, вполне заслуженно. Формат действительно оказался удачным: мобильным, интересным, полезным, креативным и, надеюсь, результативным. А вот это мы точно узнаем на будущих выставках.



Конкурсная программа «ФотоФеста» в этот раз включала два творческих состязания. Областной конкурс «Природа и мы» был объявлен еще весной. Победителей определяли по двум номинациям. Лучшим снимком, запечатлевшим реку Миасс, стала работа озерского фотографа Сергея Москвина. В номинации «Городской бор» победителем стал автор из Челябинска Виктор Червяков. В последний день фестиваля подвели итоги творческого конкурса «Фотограф и модель», жюри отметило работы молодого фотографа Глеба Лунина.

Е.Бочкарев. «Первая грязь».
 
 
А.Мизуров. «Уходящий».
 
 
А.Тепляков. «Зюраткуль».
 
В.Бакин. «Взрыв болида».