Меню

Депутаты на страже безопасности горожан

11.10.2013 10:20 79 (11690)


Защита гражданской безопасности.

Депутаты комиссии по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности Челябинской городской думы провели выездное заседание в учреждениях, подведомственных управлению гражданской защиты Челябинска, и узнали о состоянии служб защиты и спасения населения.

Начальник управления гражданской защиты Александр Попатенко, сопровождавший депутатов на выездном заседании, отметил, что мероприятие было плановым.

— Мы запланировали это совместное выездное совещание после заседания городской думы, когда я выступал с докладом о мероприятиях по ликвидации последствий падения метеорита. У депутатов тогда возникло много вопросов. И чтобы показать нашу работу более объемно, было решено провести выездное заседание на наши объекты, — отметил Александр Попатенко.

Первым пунктом в маршрут-листе депутатов стал Челябинский учебно-методический центр гражданской защиты. С работой центра депутатов — членов комиссии познакомил его директор Станислав Якубовский.

Как рассказал Станислав Викторович, ранее учебно-методический центр входил в структуру службы спасения как учебно-тренировочный центр «Школа безопасности», но с 2012 года работает как самостоятельная организация. Центр проводит обучение спасателей и должностных лиц в сфере гражданской обороны и нерабочего населения. В центре работают 14 человек, каждый из которых, за исключением бухгалтера, не только занимает какую-либо должность, но и ведет преподавательскую деятельность.

— Учебно-методический центр делится на два подразделения: центр подготовки спасателей и центр подготовки должностных лиц и специалистов. Учебно-материальная база центра состоит из трех учебных помещений. Также в распоряжении учреждения имеется мобильный пункт обучения. Мы можем в течение 10 минут загрузить все необходимое оборудование в автомобиль, который предоставляется городской службой спасения, и выехать в любое место, развернуть пункт и начать обучение. Для этого у нас есть своя передвижная электростанция, проектор, экран, колонки, микрофоны и прочее.

Основные направления деятельности центра подготовки спасателей — это первоначальная подготовка, профессиональная подготовка спасателей III, II и I класса, подготовка матросов-спасателей спасательных постов муниципальных и коммерческих пляжей города Челябинска.

Сотрудники центра занимаются и воспитанием детей и молодежи, ежегодно принимая активное участие в работе полевого лагеря «Юный спасатель» и соревнованиях «Школа безопасности».

Нельзя не отметить, что Челябинский учебно-методический центр проводит подготовку специалистов гражданской обороны по 23 категориям из 27 существующих (специалистов остальных четырех категорий могут готовить только учебные заведения субъектов Федерации). Помимо этого центр занимается обучением должностных лиц выездным методом. В этом году преподаватели центра уже провели обучение сотрудников управления образования, управления по физической культуре и спорту и управления культуры. Также проводятся дни открытых дверей, экскурсии, занятия со школьниками.

Как рассказали депутатам, сегодня в Челябинске проводится работа по развитию повышения готовности сил и средств гражданской обороны в современных условиях — это развитие нормативной базы, совершенствование систем управления и оповещения, повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей, осуществление мероприятий по обучению населения, подготовке руководящего состава и внештатных аварийно-спасательных формирований организаций города Челябинска.

Основная проблема учебно-методического центра, о которой Станислав Якубовский рассказал депутатам, — потребность в помещении большей площади, нежели то, в котором сейчас располагается центр. Это обусловлено большим количеством обучающихся и нехваткой классов. По словам директора, в будущем образовательное учреждение планирует увеличить штат сотрудников, создать систему дистанционного обучения, продолжить совершенствование и укрепление материально-технической базы.

Трехминутная готовность

Вторым пунктом знакомства народных избранников с системой гражданской обороны города стала основная база Челябинской службы спасения, которой в конце этого года исполнится 15 лет. О характере работы службы, ее составе и материально-техническом оснащении членам комиссии рассказал исполняющий обязанности директора службы спасения Сергей Кирпичников.

— В штате Челябинской городской службы спасения работают 78 человек, из которых 38 — спасатели. На вооружении находится восемь аварийно-спасательных автомобилей, укомплектованных необходимым оборудованием. Кроме того, у нас есть 78 сезонных работников, которых мы готовим в качестве матросов-спасателей и которые обеспечивают безопасность граждан на водоемах города Челябинска. В течение 10 суток служба может автономно выполнять задачи вне зависимости от местонахождения. Постоянно на дежурстве находится одно поисково-спасательное подразделение, которое состоит из девяти человек личного состава и двух аварийно-спасательных автомобилей. В случае необходимости мы поднимаем резерв — еще девять человек личного состава и два автомобиля. Время прибытия резерва на базу — 60 минут, а через 1 час 50 минут служба готова к выезду на место ликвидации аварии. Дежурное подразделение, которое находится на базе, отправляется на место аварии через три минуты после поступления сигнала.

По словам Сергея Кирпичникова, на базе постоянно укомплектованы четыре аварийно-спасательных автомобиля, в каждом из которых есть гидравлическое оборудование, электроинструменты, альпинистское снаряжение, комплект для работы в условиях химического заражения (дыхательный аппарат и костюм химической защиты), средства спасения на воде (спасательный круг, веревки, лодки) и комплект диэлектрической защиты.

Кстати, у городской службы спасения есть и вторая база — на Шершнях, где имеется водолазное оборудование. А кинологическое подразделение Челябинской городской службы спасения в 2005 — 2008 годах признавалось лучшим в России.

После знакомства депутатов со службой спасения «в теории» спасатели наглядно продемонстрировали членам комиссии свои возможности. В считаные секунды они «перекусывали» толстый металлический прут и разрезали стальную раму. Два спасателя в химических костюмах и дыхательных аппаратах ликвидировали условный объект химического заражения. А затем группа спасателей из окна второго этажа с помощью приставной лестницы эвакуировала пострадавшего. Кстати, этот метод эвакуации наши спасатели разработали сами.

Информационный мозг мегаполиса

Завершающим пунктом выездного совещания комиссии по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности Челябинской городской думы стала Единая дежурно-диспетчерская служба Челябинска. Депутатам показали дежурный диспетчерский центр — место, куда стекаются звонки со всего Челябинска. Стоит отметить, что в сутки в ЕДДС поступает около 3000 звонков.

Как заметил начальник управления гражданской защиты Александр Попатенко, по указу президента к 31 декабря 2012 года во всех муниципалитетах России должны были создать дежурно-диспетчерские службы. В Челябинске такая служба появилась 20 марта 2012 года.

Заместитель директора службы Татьяна Власкина рассказала депутатам, что всего в штате службы работают 303 человека. Дежурно-диспетчерская служба осуществляет прием информации от населения, оповещение жителей города при поступлении сигнала на привод систем гражданской обороны. Примечательно то, что диспетчеры принимают звонки не только от жителей, попавших в чрезвычайную ситуацию и просящих о помощи, но и от тех, кто решил свести счеты с жизнью и нуждается в психологической помощи.

— За период с 1 января 2013 года по 1 октября принято и отработано более 510 тысяч звонков, — приводит статистику директор ЕДДС Сергей Безушко. — Все поступающие звонки анализируют в аналитическом отделе и готовят аналитическую справку для руководства города, составляют тематические карты. Например, после падения метеорита в ЕДДС работала горячая линия, по итогам работы которой на карте были отмечены все места, откуда поступали звонки. Единая диспетчерская служба — это информационный мозг города Челябинска. У нас есть вся информация, которую мы постоянно анализируем и готовим для оперативных и аппаратных совещаний руководства города.

Кстати, за сравнительно небольшой период работы у Единой дежурно-диспетчерской службы Челябинска уже есть награды. Она стала лучшей в Уральском федеральном округе и второй в России.

В завершение рабочей встречи председатель комиссии Владимир Бодров подвел итоги и отметил, что такие поездки позволяют увидеть работу служб изнутри.

— Сегодняшняя встреча — это продолжение тех мероприятий, которые проводились после событий, связанных с падением метеорита. Мы посмотрели и оценили готовность челябинских служб гражданской защиты к чрезвычайным ситуациям. В целом у депутатов сложилось впечатление, что все службы находятся в хорошей боевой готовности — и технически, и морально. Понравился настрой подразделений, потенциал и возможности, профессионализм людей, которые там работают, а также видение руководителями учреждений четкого плана действий в возможных чрезвычайных ситуациях, — отметил Владимир Бодров.