Меню

Легендарное дерево-бабай

04.10.2013 11:34 77 (11688)


На вершине хребта Нурали можно встретить отдельные старые деревья, украшенные ленточками и конфетами. Это доисламское верование, которое в трансформированном виде дошло до наших дней (сейчас ленточки чаще всего оставляют туристы).

В глубокой древности существовали культы деревьев и животных. Почитанием пользовались береза, можжевельник, рябина, сосна... Около них устраивали моления с жертвоприношениями (клали в расщелины наконечники стрел, монеты, в дупла — деньги, у корней лили кумыс и прочее).

Деревья представлялись вместилищами духов-хозяев, злых духов или духов предков. С этой верой связан обычай читать молитву перед рубкой дерева. С верой в то, что деревья одушевленные существа, способные благоволить человеку или причинять ему вред, связаны запреты рубить одиноко растущие деревья. У дерева можно было попросить дождя или исполнить какое-то иное желание, в благодарность дерево украшали яркими лентами, платками, монетами и бисером.

Хребет доисламских обрядов

Исходя из названия, Нурали, скорее всего, часто использовался для проведения обрядов древних доисламских верований. В старые времена особо почитался мир духов. Наиболее доброжелательными считались духи – хозяева деревьев (эйэ), дух воды (хыуэйэхе), дух домашнего хозяйства (йорт-ой эйэхе), дух горы (тау эйэхе).

Их благосклонность оберегала человека и его семью от невзгод, а уход означал потерю счастья и удачи в делах.

Древесные породы этих мест — сосна, лиственница, ель, пихта, береза, осина, ольха серая. Кустарники — черемуха, калина, рябина, боярышник, шиповник, смородина, вишня, ракитник, ива, орешник, бересклет. Однако нельзя сказать, что сам хребет залесен, он скорее голый, лишь в некоторых местах покрыт хвойным или смешанным лесом.

Травяной покров в округе обильный, с преобладанием вейника, типчака, полыней, ежи сборной, овсяницы луговой, тимофеевки луговой, полевицы гигантской, подорожника, лапчатки гусиной, одуванчика, клевера ползучего, нивяника. Развито большое количество широкотравных с преобладанием сныти, борца северного, чины весенней, ясменника пахучего, копытня европейского, кровохлебки лекарственной, нивяника, горцев, звездчатки злаковой, первоцвета, медуницы, адониса весеннего, прострела. Из растений-камнелюбов здесь произрастают тимьяны, оносма простейшая, гороколосник колючий, гвоздика иглолистная и прочие. На самом же хребте травяной покров наиболее развит под пологом леса и на довольно пологих полянах. На незакрепленных растительностью резко падающих склонах почва вымыта, здесь часты осыпи, сильно развито выдувание.

Отдельная история — о сосне, которое в тех местах называют «дерево-бабай». Небольшая сосна, вцепившаяся корнями в камень в борьбе с постоянными ветрами. В стволе небольшое дупло, где нечастые в этих местах уже нынешние туристы оставляют свои послания.

Рассказывают, что под каким-то камнем неподалеку вообще хранится тетрадка с записями посетителей. Некое подобие «Книги жалоб и предложений» хребта Нурали.

А еще это дерево — памятник идолопоклонства. На его ветвях нет живого места, где не был бы привязан лоскуток ткани — жертва духам гор. Именно так. Это древний ритуал, в котором, не понимая того, участвуют многие, оставляя такие лоскутки сейчас. Спросишь: «Для чего это делаете?» Ответят: «На память о себе…» Или: «Чтобы вернуться сюда…» На самом деле еще несколько столетий назад таким образом на деревьях развешивали внутренности принесенных в жертву животных и — чур-чур! — людей.

Кстати, новогодняя елка с мишурой и дождиком символизирует то же самое.