Меню

«Похороны» для профсоюза?

04.10.2013 10:39 77 (11688)


Почему работодатели не поощряют защитников прав трудящихся.

Почему на Южном Урале никто не говорит о проблеме «серых» зарплат? Какие цели преследуют те, кто готов похоронить идею создания профсоюза на собственном предприятии? Почему нельзя верить работодателям? Эти и другие вопросы во вторник, 24 сентября, обсудили эксперты в области трудового законодательства.

Ловушка для себя

На Южном Урале нарушения трудового законодательства встречаются практически во всех сферах. Меньше всего их, по словам начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Челябинской области Светланы Суслиной, в органах государственной власти и местного самоуправления. При этом за первые шесть месяцев текущего года лидерами по части различного рода нарушений, как отмечают в Государственной инспекции труда, стали обрабатывающие производства, следом за ними идет сфера торговли, замыкает тройку лидеров сфера образования.

В цифрах статистика по всем сферам на 15 сентября выглядит так: 7695 нарушений касаются условий охраны труда, 2824 нарушения — оформления и расторжения трудовых договоров и 2254 нарушения затрагивают условия оплаты труда.

— В нашей области есть предприятия, на которых нарушены практически все требования охраны труда, — рассказывает старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Челябинской области Татьяна Шишкина. — Так, недавно органы прокуратуры проводили проверку в группе компаний «Южуралзолото», это золотодобывающие шахты в городе Пласте Челябинской области. Проще сказать, каких именно нарушений там не обнаружилось. При этом сложность заключается в том, что пострадавших сразу после ЧП найти практически невозможно. Объясню почему. Прокурорская проверка проходит, естественно, после того, как где-либо произошло что-то чрезвычайное. Мы выезжаем на место ЧП и начинаем опрашивать пострадавших. В Пласте ситуация получается такой: большинство шахтеров — граждане стран ближнего зарубежья, и тех, кто, допустим, пострадал в результате какой-то трагедии, сразу после ЧП отправляют в их родную страну. Таким образом, к моменту прибытия сотрудников прокуратуры в тот же Пласт пострадавших уже нет.

С теми же, кого за рубеж не вышлешь, дела в том городе обстоят иначе. Пострадавших на производстве уговаривают сказать, что эти травмы они получили не при ЧП в шахте, а... дома на крыльце в процессе, допустим, рубки дров.

— Впоследствии мы беседуем с врачами и выясняем, что характер повреждений производственный, так как получить подобные травмы в домашних условиях нереально, — продолжает Татьяна Шишкина. — При этом работодателю выгодна позиция работника, который согласился сказать, что травма получена не на предприятии.

Самому же работнику это невыгодно, так как в том случае, если понадобятся деньги на лечение, предприятие не будет это лечение оплачивать. Причина проста: со слов работника, травма получена не на предприятии, а значит, к работодателю претензий нет, какими бы тяжкими ни были последствия. Это значит, что человек попадает в ловушку, которую поставил себе сам. При этом доказать обратное будет очень и очень сложно. Поэтому сотрудники надзорного ведомства советуют южноуральцам не идти на поводу у работодателей и не скрывать то, что травмы получены именно на производстве.

Проблемы «в конверте»

Интересная ситуация в нашей области складывается с так называемыми «серыми» зарплатами. Все знают, почему это нехорошо, но жаловаться не идет никто.

— Во всяком случае, у нас нет обращений, касающихся того, что часть зарплат выплачивается «в конвертах», — продолжает Светлана Суслина. — А нет жалоб — нет и повода для прокурорской проверки. При этом причины, по которым люди не идут жаловаться в надзорное ведомство, различны. Кто-то думает, что нет возможности отстоять свои права и доказать факт получения «серой» зарплаты, кто-то считает, что можно обойтись без этого, кого-то пугает дальнейшее развитие событий после того, как жалобой займутся уполномоченные органы.

Как отмечает Светлана Суслина, факт получения «серых» зарплат намного легче доказать тогда, когда человек пишет жалобу, еще являясь работником этого предприятия. Однако так никто не делает. Доказать же что-то после увольнения работника становится практически невозможно. Кстати, жалобы на «серые» зарплаты прокуратура передает в налоговые органы.

Впрочем, по словам самих работодателей, скрывающихся от налогов злодеев из них делают зря. В нашей стране очень высокое налоговое бремя, а потому платить «белую» зарплату не только не выгодно, но и очень сложно.

ЧП для активистов

Достаточно часто южноуральцы сталкиваются с проблемой невыплаты зарплаты. Один из способов ее решения — обращение в инспекцию труда или в профсоюз.

— Допустим, работник столкнулся с такой ситуацией: работодатель выплатил ему зарплату, которая меньше минимальной, установленной в регионе, — приводит пример начальник отдела по правовым вопросам Челябинского округа Государственной инспекции труда в Челябинской области Виктория Анисимова. — Напомню, что минимальная по области заработная плата во внебюджетном секторе экономики с 1 июля 2013 года составляет 7630 рублей. Предположим, работник в силу каких-либо причин при полной отработке рабочего времени получил только четыре тысячи. В такой ситуации трудовая инспекция выявляет, что работодатель недоплатил своему сотруднику, и обязывает этого работодателя исправить ситуацию.

— Помочь в решении проблем, связанных в том числе и с невыплатой заработной платы, могут и профсоюзы, — рассказывает юрисконсульт Федерации профсоюзов Челябинской области Татьяна Малиновская. — Если работник берется решать эти проблемы в одиночку, то у него может не хватить смелости, твердости в проявлении гражданской позиции, знания законов. А здесь он чувствует поддержку коллег и ему легче проявить стойкость в отстаивании своих прав. Кстати, в последнее время молодежь стала активнее вступать в профсоюзы и создавать их. А вот некоторые южноуральские работодатели знают то, что профсоюз — это реальная сила, защищающая права их работников, и поэтому готовы даже нарушить закон, лишь бы не допустить создания профсоюза на своем предприятии. На активистов порой даже оказывают давление всеми доступными способами, чтобы похоронить даже саму идею создания профсоюза.

Во многих случаях работники не рискуют связываться с работодателем потому, что считают это бесполезным. Тем не менее, какой бы сложной ни была ситуация, прощать работодателю нарушение трудового законодательства не стоит.

— Отстаивать свои права в любом случае нужно, — утверждает главный специалист Челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России Ольга Растихина. — При этом здесь необходимо выбрать правильный путь, и если не хватает собственных знаний, то можно прибегнуть к помощи специалистов, хотя бы получить у них квалифицированную юридическую консультацию. При грамотном подходе практически любые трудовые споры можно разрешить в пользу работника. Например, к нам чаще всего обращаются с проблемами незаконного увольнения и невыплаты заработной платы. Эти проблемы впоследствии успешно решаются. Напомню, что при обращении за судебной защитой важно не пропустить сроки. К примеру, если проблема касается незаконного увольнения с места работы (допустим, вы хотите восстановиться на рабочем месте через суд), то обращаться в суд нужно не позднее чем через месяц с момента увольнения. Аналогично обстоят дела и с невыплатой заработной платы, только здесь у работника есть не один месяц, а три. Отмечу, что работникам не нужно идти на поводу у работодателей, если они уговаривают никуда не обращаться, обещая урегулировать конфликт мирным путем. Ситуация в большинстве случаев будет развиваться таким образом. Работодатель не платит зарплату, ссылается на тяжелое положение, кризис и так далее. Возможно, это делается с целью протянуть время, потому что через три месяца сроки для обращения в суд у работника уже пройдут и восстанавливать справедливость будет поздно. Также, допустим, если работнику на предприятии более года не платили зарплату и он решил обратиться в суд, то ему удастся вернуть деньги только за последние три месяца, потому что таков закон.