Меню

Машиностроение региона 2013

25.09.2013 10:35 74 (11685)
Ключевое слово — модернизация.

Не секрет, что Челябинскую область воспринимают прежде всего как «цитадель металлургии». Между тем здесь работает немало машиностроительных предприятий. Статистика свидетельствует, что наша область занимает пятое место среди регионов России по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах. А существенную долю (порядка 11,9 процента) в структуре обрабатывающих производств Челябинской области занимает именно машиностроение. Как же развивается эта отрасль на Южном Урале? Каковы ее перспективы? На эти и другие вопросы накануне Дня машиностроителя ответил министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Егор Ковальчук.

— Каковы сегодня основные показатели развития машиностроения в регионе?
— Несмотря на то что макроэкономическая ситуация не внушает оптимизма, предприятия Южного Урала работают и продолжают выпускать востребованную продукцию. По данным на сентябрь 2013 года, в регионе увеличился выпуск прокатного оборудования (в 2,5 раза), мини-тракторов (в 2,2 раза), автомобилей-самосвалов (176,3%), кранов башенных (115%), кранов мостовых электрических (140,9%), автоцистерн (134,5%), оборудования для кондиционирования воздуха (135,8%).

Стабильно работали в январе — июне 2013 года, наращивая объемы производства, такие предприятия, как ОАО «Магнитогорский крановый завод», ОАО «Миасский машиностроительный завод», «Усть-Катавский вагоностроительный завод», ОАО «Агрегат», ОАО «Челябинский автомеханический завод», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины».

К сожалению, снижение объемов производства наблюдается на ООО «ЧТЗ-Уралтрак», Челябинском электоровозоремонтном заводе — филиале ОАО «Желдорреммаш», ОАО «Кыштымское машиностроительное объединение», ОАО «Копейский машиностроительный завод», что обусловлено как внутренними факторами, так и неблагоприятной конъюнктурой рынка.
 

— Сегодня многие говорят о необходимости модернизации промышленных предприятий. Что вы думаете об этом?
— Да, приходится признать, что общими проблемами, характерными для машиностроительного комплекса региона, являются устаревшее оборудование и технологии, отсутствие средств на модернизацию и научные исследования, недостаток квалифицированных кадров, неконкурентоспособность производимой продукции, наличие избыточных производственных мощностей, опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители, отсутствие системы кредитования с приемлемой процентной ставкой.

С учетом того что машиностроение играет ведущую роль в развитии экономики страны, объективной и безотлагательной задачей государства и бизнес-сообщества является проведение модернизации и инновационного развития отечественного машиностроения.

И надо отметить, что даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка машиностроительные предприятия Челябинской области проводят политику по модернизации производственных мощностей, привлечению инвесторов.

Так, на базе ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» открыто совместное предприятие с американской корпорацией Terex. Основные стратегические приоритеты данного проекта — повышение качества выпускаемой продукции, интенсивное обновление продуктового ряда, развитие экспорта.

ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» активно осуществляет техническое перевооружение. Идет обновление станочного парка. На заводе четко отслеживается рыночная конъюнктура. По оценкам руководства предприятия, суммарный экономический эффект от проведенного комплекса мер по модернизации производства на заводе в 2013 и 2014 году должен составить свыше 800 млн рублей.

Челябинский тракторный завод вошел в состав «Уралвагонзавода», на предприятии реализуется программа крупномасштабного технического перевооружения. Мы надеемся, что корпорация даст ЧТЗ вторую жизнь.

Группа компаний «Приводная техника» реализует инвестиционный проект по строительству в Снежинске «Завода специальных электрических машин», который включен в перечень приоритетных для Уральского федерального округа.

Можно назвать целый ряд успешных крупных предприятий, финансово-экономическое состояние которых не вызывает вопросов. Но нельзя связывать отрасль только с ними, надо понимать, что в данной сфере также работают предприятия малого и среднего бизнеса, которые тоже вносят существенный вклад в развитие региона. Эти предприятия быстрее реагируют на современные реалии рынка. Выпуская продукцию малыми партиями, они имеют возможность очень быстро перестраивать производство под существующий спрос. «ДСТ-Урал» — типичный пример предприятия новой экономики, когда на небольших ресурсах, на относительно небольших площадях силами небольшого количества людей создается достаточно конкурентная продукция.

С целью адаптации производства к быстро меняющимся экономическим условиям предприятия разрабатывают собственные стратегии развития, которые позволяют увеличить экономический потенциал, повысить конкурентоспособность производимых товаров.

К примеру, на автомобильном заводе «Урал» руководством разработана «Стратегия развития на период до 2017 года», реализация которой позволит создать на предприятии полную линейку конкурентоспособных грузовых автомобилей и занять лидирующие позиции на рынке полноприводных автомобилей.
 

— Многие машиностроительные предприятия напрямую зависят от оборонных заказов. Как они работают сегодня?
— Предприятия машиностроения, ориентированные на оборонно-промышленный комплекс, участвуют в модернизации производственных мощностей на средства, предусмотренные Федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011 — 2020 годы». Основной объем инвестиций (около 75 процентов) направляется на приобретение нового оборудования для замены устаревшего и изношенного, модернизацию и совершенствование экспериментально-стендового и испытательного оборудования, для создания новых производственных мощностей на основе передовых технологий. Все это позволит оказать положительное влияние на выполнение производственных программ предприятий, и в первую очередь — на выполнение государственного оборонного заказа.

Вместе с тем машиностроительные предприятия оборонно-промышленного комплекса продолжают наращивать выпуск гражданской продукции. Так, ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» реализует инвестиционный проект по организации производства экструзионного профиля из алюминия. Запуск производства намечен на четвертый квартал 2013 года.
 

— Какие меры принимает областное правительство для поддержки машиностроительных предприятий?
— Для развития производства и повышения инвестиционной привлекательности региона правительство Челябинской области проводит системную работу по содействию бизнесу в открытии новых производств, привлечению в регион инвесторов. Идет создание качественно новых промышленных площадок с подготовленной инфраструктурой. Практически готов к функционированию парк индустриальных технологий «Малая Сосновка».

Правительством области заключены соглашения с основными естественными монополиями (ЮУЖД, «Челябэнерго», «Челябинскгазком», «НОВАТЭК-Челябинск») об оказании содействия инвесторам в реализации инвестиционных проектов, в том числе по оформлению разрешительной документации в максимально сжатые сроки.

В целях стимулирования развития промышленных предприятий в регионе законодательством Челябинской области предусмотрены различные формы господдержки.

Однако региональные формы поддержки не дают значительного эффекта в развитии машиностроения. Поэтому целесообразно преду-
смотреть более конкретные, действенные меры на федеральном уровне.

Минпром Челябинской области проводит системную работу с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по вопросам оказания государственной поддержки промышленному комплексу региона и участию машиностроительных предприятий в комплексе мероприятий, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

На сегодняшний день прорабатывается вопрос по включению предприятий Челябинской области в Федеральную целевую программу по развитию отечественного станкостроения и инструментальной промышленности. А также ведется работа по участию инжиниринговых компаний и центров Челябинской области в подпрограмме «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна».

Мы уверены, что у машиностроения Южного Урала есть потенциал для успешного развития.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»