Меню

УФАС предупреждает: шутите, но знайте меру

18.09.2013 10:24 72 (11683)


Известная стоматологическая клиника в Челябинске оштрафована на 100 тысяч рублей за ненадлежащую рекламу — таков итог истории о том, что нужно «улыбаться в самых сложных обстоятельствах» с участием отца «славянской внешности» и темнокожего младенца.

На этот рекламный щит обратили внимание многие горожане, расценив его как шутку, обыгранную в рекламных целях. Однако где граница между шуткой и оскорблением общественной нравственности? С этим вопросом мы обратились к заместителю руководителя Челябинского управления Федеральной антимонопольной службы России, начальнику отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Людмиле Галичиной.

— В данном случае реклама признана неэтичной, поскольку оскорбляет семейные ценности, — ответила Людмила Николаевна. — Разумеется, есть и те, кто с такой трактовкой не согласен. Однако существует постановление № 58 президиума Высшего арбитражного суда, которое говорит о том, что реклама должна восприниматься однозначно всеми, кто ее видит, будь это квалифицированный специалист по маркетинговым коммуникациям или простой обыватель... Реклама должна быть «прозрачной», максимально лишенной двусмысленностей. Шутка шутке рознь, и, разумеется, надо в любом случае соблюдать требования уважения к нормам нравственности и морали. И если рекламный продукт вызывает отрицательные ассоциации — значит, его создатели в чем-то ошиблись. Конечно, реклама с улыбающимся отцом такие ассоциации вызывала: все-таки темнокожий младенец, родившийся у людей со светлой кожей, наводит на мысли о супружеской измене. Потому антимонопольный орган расценил ее как оскорбляющую семейные ценности. Мы взяли на себя такую ответственность, руководствуясь постановлением Высшего арбитражного суда и разъяснениями ФАС, которые дают полномочия представителям антимонопольного органа оценивать рекламу и выносить решения в соответствии с требованиями законодательства.

— А были другие подобные случаи?
— Надо сказать, что неэтичная реклама у нас встречается достаточно редко. Из недавних прецедентов можно отметить рекламу, о которой мы уже говорили, и серию плакатов, на которых известный производитель мясной продукции рекламировал колбасу, используя образы известных листовок «Ты записался добровольцем?» и «Родина-мать зовет!». Естественно, это вызвало определенное возмущение у общественности. И производитель добровольно, не дожидаясь вынесения судебного решения, снял эту рекламу.

— Но все же большая часть ненадлежащей рекламы нарушает другие нормы Закона о рекламе?
— Сегодня к нам приходит огромное количество жалоб на рассылку рекламных СМС. По закону, такая рассылка может осуществляться только с личного согласия человека. Однако эта норма игнорируется, и мы рассылаем запросы и операторам сотовой связи, и всем, кто причастен к работе СМС-сервиса. Не во всех случаях обращение граждан приводит к возбуждению судебных дел, потому что для этого требуются определенные документы, которые жалующиеся не предоставляют. Но все же нам удалось провести ряд проверок и возбудить дела. Однако поток заявлений по этому поводу не иссякает.

Следующий вид нарушений — это распространение наружной рекламы алкогольной продукции. Как правило, это выражается в том, что продавцы алкогольной продукции — магазины или рестораны — вывешивают на улицах баннеры или растяжки, на которых размещают названия марок алкогольной продукции. Хочу отметить: если на вывеске или на витрине магазина изображается какой-либо символ, например пивная кружка, — это не является нарушением Закона о рекламе.

Очень много нарушений в области соблюдения формальных требований к рекламной продукции: например, в рекламе лекарств или биологически активных добавок отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и требование ознакомиться с инструкцией. Рекламодателям стоит быть внимательней, ведь недавние изменения в Кодексе об административных правонарушениях ужесточили наказание за ненадлежащую медицинскую рекламу — сумма минимального штрафа увеличилась со 100 до 200 тысяч рублей.

Нарушают требования законодательства и наши банки, не указывая в рекламе все условия по банковскому кредитному договору. Если такие условия и указываются, то очень мелким шрифтом, что приравнивается к их отсутствию.

— А есть ли рекламодатели, которые обращаются в антимонопольную службу до того, как разместить рекламу?
— Да, такие организации есть. И это естественно, ведь размещение наружной рекламы или установка каких-либо конструкций — дело дорогостоящее. Поэтому к нам обращаются с просьбами проконсультировать, не является ли их реклама ненадлежащей. В частности, недавно поступило обращение одного известного пивного ресторана, который убрал из своей рекламы упоминания о пиве, заменив их словами «чешская кухня». Сейчас мы работаем над этим запросом.

Обращаются к нам и управление наружной рекламы городской администрации, когда к ним приходят за разрешением рекламодатели, желающие разместить на улицах города те или иные плакаты. И мы, разумеется, всегда рассматриваем эти обращения. Такая практика очень полезна: проще предотвратить нарушение, чем платить штраф.