Меню

Маршруткам закон не писан

18.09.2013 09:54 72 (11683)


13 сентября в Челябинске представители профильных ведомств и бизнеса обсудили проблемы пассажирских перевозок маршрутными такси.

В ходе беседы выяснилось, что сейчас понятие «маршрутное такси» в действующем законодательстве отсутствует. Транспортные средства, которые горожане обычно называют маршрутками, на самом деле относятся к категории автобусов. Сейчас, по данным управления транспорта администрации Челябинска, в городе создано 116 маршрутов, на которые выходит порядка 1900 частных машин. На деле, с учетом незарегистрированных перевозчиков, в Челябинске работает более двух тысяч автомобилей. В столице Южного Урала работает около 30 компаний-перевозчиков.

Участники пресс-конференции пришли к выводу, что полномочия местной власти в области организации перевозок на маршрутных такси ограниченны. Проще говоря, нет федерального закона, который смог бы жестко регулировать работу маршрутных такси. Ситуация, которая происходит в Челябинске, когда растет число ДТП с участием маршруток, полностью повторяется и в других крупных городах. Челябинские депутаты не раз поднимали этот вопрос перед Госдумой.

— Без этого закона мы не можем воздействовать на нелегальных перевозчиков и не можем распределить легальных, — разводит руками председатель комиссии по экономике Челябинской городской думы Александр Вышегородцев. — Например, сейчас большинство машин сконцентрированы на денежных маршрутах. То есть там, где много пассажиров. А через Сосновку никто ездить не хочет, потому что там мало клиентов.

Среди проблем челябинского рынка перевозок так называемыми маршрутными такси — безопасность движения, оснащение транспорта ГЛОНАСС, пробелы в законодательстве, которые не дают права местным властям привлекать к ответственности работающих на черном рынке перевозчиков. По данным ГИБДД, впервые за четыре года число ДТП с маршрутками выросло в четыре раза. Половина всех аварий приходится на Челябинск. Главная причина — недисциплинированность водителей, которые в погоне за выручкой ездят «наперегонки». Всего за восемь месяцев в областной столице составлено 16 тысяч административных протоколов на водителей маршрутных такси.

Работа водителя маршрутного такси все так же пользуется низкой популярностью у русских граждан. Местные жители не идут на такую работу из-за слишком тяжелых условий труда.

— Давайте смотреть правде в глаза. Во-первых, наш российский алкоголизм — раз, нежелание работать — два. Третье — для коммерсанта проще взять мигранта, который ничем не защищен. Его можно выставить на 14-часовую рабочую смену, — отметил Александр Вышегородцев. — Нередко людей снимали из-за руля пьяными не от наркотиков или алкоголя, а от переутомления. Наш товарищ никогда так работать не будет.

Представитель ассоциации перевозчиков Алексей Глинских согласился с мнением депутата городской думы, что российские граждане не спешат устраиваться на работу водителями маршрутных такси из-за тяжелых условий труда. Не привлекает их даже достаточно высокая заработная плата. Поэтому перевозчики испытывают серьезный дефицит кадров.

— Для перевозчика выгоднее принять нашего соотечественника, нежели иностранца, даже по причине налого-обложения. Никогда ни один перевозчик не откажет местному водителю, который придет устраиваться на работу. Но проблема дефицита водителей есть, — пояснил Алексей Глинских.

Между тем статистика ГИБДД утверждает, что на 2500 водителей маршруток приходится порядка 500 граждан иностранных государств. Представитель перевозчиков Алексей Глинских сообщил, что бизнесмены желали бы получать квоты, чтобы выбирать из мигрантов наиболее квалифицированных, но пока такая возможность отсутствует.

В целом участники дискуссии пришли к выводу, что несовершенство законодательства сдерживает возможность наведения порядка на челябинском рынке перевозок маршрутными такси, тем не менее в последнее время наблюдается некоторая тенденция к легализации: перевозчиков, работающих без договора, становится меньше.