Меню

Новый год до революции: рассматриваем открытки из коллекции челябинца

04.01.2021 07:00 - автор Надежда Медведкина

Какими открытками поздравляли друг друга жители Российской империи?



Новый год до революции: рассматриваем открытки из коллекции челябинца


Фото Олега Каргаполова

Вместе с челябинским филокартистом Юрием Окишевым мы кое-что узнали о советских новогодних открытках. Теперь обратимся к самой старой части его коллекции – дореволюционным почтовым карточкам.

Кстати, мы уже говорили, что в советские времена новогодние праздники надолго отменяли. Но не все знают, что Новый год побывал в опале и до революции. Торжества оказались под запретом во время Первой мировой войны. Если учесть, что праздник и многие связанные с ним традиции (те же елки) мы переняли у немцев – не лишенное логики решение. Большевики, напротив, на некоторое время вернули традицию новогодних поздравлений: 31 декабря 1917 в Петрограде открывалась общественная елка.

Кроме того, в Российской империи Новый год часто оказывался «в тени» рождества. Это по-своему отразилось и на открытках.

До революции на новогодних открытках почти никогда не изображали елку или снежинки – они считались рождественскими атрибутами. Зато четырехлистный клевер и подковы, чтобы приманить удачу, – частые детали новогодних карточек. Иногда им составлял компанию мухомор – он тоже символизировал везение.


Кроме мешков с деньгами (понятно, что они обозначают) на открытках часто изображали свинок – они символизировали достаток.

Наш неизменный Дед Мороз на дореволюционных открытках почти не встречается. А вот идиллическая семья, которая отмечает праздник, вполне могла попасть на карточку. Чем не пожелание благополучного Нового года – фотооткрытка со счастливым состоятельным семейством?



Часто на новогодних открытках изображали детей. Занятно, что эта традиция сохранилась и в советский период.



Поздравлять друг друга с Новым годом жители Российской империи любили. Чтобы удовлетворить спрос на открытки, в ход шли зарубежные макеты. Например, на этой открытке нет даже поздравительной надписи по-русски. Заметим, кстати, что на календаре у ребятишек не «31» – день, который мы привыкли считать эпицентром праздника сейчас, а «1» – начало Нового года.

– Текст, конечно, примитивный, даже ребенок такое сочинит, – усмехается Юрий Окишев, показывая мне очередную карточку. Поспорить трудно – разве только заметить, что изображение вполне подходит к надписи.



Приходится признать, что яркие карточки с несложным стихотворением – не изобретение нашей торопливой эпохи. Пожалуй, вспомню об этом, когда в очередной раз подумаю, что современным открыткам не хватает души.

Однако в любое время есть исключения. Следующие две карточки Юрий Окишев демонстрирует мне с явным удовольствием.



– Это открытки художника Елизаветы Бём. Она один из самых известных авторов открыток в дореволюционной России. Ее постоянно приглашали за рубеж, во Францию, но она не уехала, – рассказывает Юрий Константинович. – Обратите внимание на названия и подписи, которые она придумывала к своим открыткам. Согласитесь, это – совсем другое дело.


Надпись на этой открытке гласит: «Вы всегда нас баловали. И дарили, и ласкали. Как же нам вас отдарить? Чем на ёлку подарить?»

Пожалуй, такую открытку было бы приятно получить всегда: сразу после выпуска, или после революции, или даже сейчас, более века спустя. Наводит на мысль, что технологии и политический строй ничего не решают: просто есть люди, которые создают красоту и вкладывают душу в свое дело. А созданные ими вещи как нельзя лучше подходят, чтобы почувствовать волшебную атмосферу Нового года.

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other