Меню

Лайла Ахметова: «В СССР говорили о массовом подвиге, мы хотим вспомнить всех поименно»

11.04.2022 12:30 - автор Наталья Фирсанова
Профессор факультета журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби Лайла Ахметова — одна из почетных гостей международного форума «Евразия-2022», который проходил в Челябинске с 6 по 8 апреля.
Лайла Ахметова: «В СССР говорили о массовом подвиге, мы хотим вспомнить всех поименно»


На волонтерских началах Лайла Сейсембековна изучает события первого года Великой Отечественной войны. Автор книг о защитниках Брестской крепости, о бойцах Панфиловской дивизии, она восстанавливает имена соотечественников, погибших на фронте и пропавших без вести. В беседе с корреспондентом «Вечерки» исследователь рассказала о своей поисковой работе, которую она ведет с 12 лет.

— Лайла Сейсембековна, вы привезли в наш город и передали список уроженцев Челябинской области, служивших в Панфиловской дивизии, подарили для библиотеки ЮУрГУ несколько экземпляров своих книг. А что связывает вас с Челябинском?
— В Челябинск я приезжаю в третий раз. А началось все с того, что меня пригласили участвовать в акции «Нас миллионы панфиловцев». Тогда я познакомилась с руководством Южно-Уральского государственного университета. И вот уже около десяти лет нас связывают партнерские отношения. В 2016 году ЮУрГУ издал мою книгу «Казахстанцы — защитники Брестской крепости». Я благодарна университету за наше сотрудничество.
— Почему именно события начала Великой Отечественной войны стали для вас основной темой исследований?
— Во-первых, я из семьи фронтовика. Мой отец — участник битвы под Москвой. В 1942 году после тяжелого ранения он вернулся инвалидом домой, пошел учиться и в 1947 году окончил факультет журналистики КазГУ в Алма-Ате. Он был членом Союза писателей СССР и Союза журналистов СССР. Писал на казахском языке, был великолепным переводчиком с русского языка на казахский и с казахского на русский.

Когда мне было 12 лет, отец отвел меня в республиканскую детскую газету «Дружные ребята». Я стала юнкором. Встречалась с фронтовиками, брала у них интервью, писала заметки для газеты, делала передачи в детской редакции Казахского радио. Тема войны меня очень интересовала.

Я училась в алма-атинской 36 школе. Там в фойе был стенд с надписью: «Они погибли за Родину». На нем фотографии шестерых бывших учеников и одного учителя.

Однажды в школьной библиотеке я увидела довоенные фотоальбомы выпускников. Мне захотелось узнать об их судьбе. Адреса узнавала у учителей-пенсионеров, когда-то работавших в школе, выпускников школы, что-то рассказывали соседи из ближайших домов. А еще рассылала письма по Алма-Ате, по всему Казахстану и по Союзу. К окончанию школы удалось собрать материалы о 36 погибших на фронте выпускниках, включая тех, о которых уже было известно. На их основе был создан школьный музей боевой славы.

image1.jpg

— А как появилась идея собирать материалы о Брестской крепости?

— Понимаете, я росла в окружении фронтовиков. Родственники, друзья отца часто приходили к нам в гости. В детстве я забиралась под стол и слушала их разговоры. А в старших классах взяла первое интервью у участника боев за город Брест Габбаса Жуматова, опубликовала его в газете.

На первом курсе университета меня пригласили на встречу защитников Брестской крепости. Каждый год 22 июня они встречались в Доме офицеров. Я сильно удивилась, когда в зале собралось больше 150 человек. Ведь я читала книгу Сергея Смирнова «Брестская крепость», где среди защитников было всего три казахстанца.

С тех пор я стала ходить в архивы. С 70-х годов работаю с Центральным Государственным архивом Республики Казахстан. Позднее на протяжении восьми лет ездила в Брестскую крепость, изучала архивные документы. Работала там по две недели, искала материалы о наших земляках. Мне помогали коллеги из Белоруссии, и я до сих пор веду с ними переписку.

В советское время защитниками Брестской крепости официально были признаны 29 человек. Тогда считалось, что крепость защищал весь советский народ. Отдельного списка казахстанцев не было.
— Что удалось сделать за время изучения истории Брестской крепости?
— К 2016 году удалось составить списки и документально подтвердить, что 22 июня 1941 года на территории Брестской крепости находилось 556 красноармейцев, которые призывались из Казахстана и шесть человек комсостава, уроженцев Казахстана. Среди них казахи, русские, украинцы, евреи, азербайджанцы, белорусы и представители других национальностей. Большинство из них погибли, часть были взяты в плен, и только единицы смогли прорваться и соединились с Красной Армией.

За семь лет я нашла еще около ста бойцов, которые ранее не значились в списках. Сейчас их 637. По данным новосибирского исследователя Ростислава Алиева, к началу войны в Брестской крепости находилось около семи тысяч человек, из них более тысячи — из Казахстана.

Результатом моей 48-летней работы стала книга «1941-й. Брестская крепость. Казахстан», изданная в 2016 году. В ней я рассказала о боях, которые шли в первые дни войны. В основе повествования — воспоминания оставшихся в живых. В книге представлены архивные данные, интервью с фронтовиками и имена красноармейцев, которые удалось восстановить.

Книгу я презентовала в Алма- Ате, Астане, Минске, Бресте и Москве. А потом я стала получать отклики родственников, чьи близкие защищали Брестскую крепость. Например, я привезла в подарок книги в поселковую библиотеку Алматинской области. Одна из библиотекарей открывает книгу и видит фамилию своего дяди. Он считался пропавшим без вести, и в семье даже не знали, что он был в числе защитников Брестской крепости.

Я благодарна Южно-Уральскому государственному университету, который в 2016 году опубликовал мою книгу «Казахстанцы — защитники Брестской крепости». Когда я искала деньги на издание, мне позвонили представители ЮУрГУ и предложили издать книгу у них. Представляете, Россия издает книгу о Казахстане и Беларуси. Вот такой пример и есть показатель партнерства, дружбы, помощи. Большая им благодарность! Это была моя первая книга, изданная в России.

Сейчас я продолжаю разыскивать родственников и готовлю вторую книгу о Брестской крепости.
image4.jpg
— На форуме «Евразия — 2022» вы рассказывали о проекте «Вспомним всех поименно», посвященном героям-панфиловцам. Когда вы приняли решение поименно назвать всех бойцов дивизии генерала Панфилова?
— Историей Панфиловской дивизии я занимаюсь параллельно с изучением событий в Брестской крепости. Мы знаем, что эта тема неоднократно вызывала дискуссии в обществе. В отношении панфиловцев было три информационных войны: в 1948 — 1949 годах, в конце 80-х — начале 90-х годов, в период перестройки, в 2008 — 2015 годах. Понимаете, в наш прагматичный век трудно понять ту ситуацию. Но у нас есть воспоминания ветеранов, документы, архивы.

Я просмотрела и проанализировала все доступные материалы. И могу уверенно сказать: бойцы 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова — подлинные герои обороны Москвы. Они защищали Волоколамское шоссе и не пропустили врага к столице.

Я написала три книги о панфиловцах, две из них вместе с ныне покойным профессором Владиславом Константиновичем Григорьевым. Последние 20 лет он жил в подмосковных Люберцах.

Первая книга «Яростный 1941-й. Размышления историков» — наш ответ недоброжелателям. Она вышла в свет в 2011 году. Продолжением стала книга «Панфиловцы: 60 дней подвига, ставших легендой», изданная в 2013 году. В ней подробно, на основе воспоминаний и архивных материалов, описываются события в дивизии и на линии фронта с 14 октября по 14 декабря 1941 года.

В 2020 году издана моя третья книга «Панфиловцы: наша гордость, наша слава». Первая часть — это документальная история по штабу, полкам и другим воинским подразделениям, в основном архивы ЦАМО РФ. Вторая часть о героях обороны Москвы, в том числе отдельная глава посвящена 28 панфиловцам. В третьей части речь идет о сохранении памяти о дивизии в России, Казахстане, Кыргызстане.

В книге порядка семисот страниц. Но осталось еще много неопубликованных материалов. Поэтому я решила продолжить работу и составить поименные списки всех, кто воевал в составе Панфиловской дивизии.
— Какие источники вы используете в поисковой работе?
— Интервью с ветеранами, музейные документы, электронные базы данных и, конечно, архивы.

Так, в 2017 году открыли ряд военных архивов в России, Казахстане, Кыргызстане. Осенью я поехала в Подольск, где впервые получила полный доступ к документам знаменитой 316-й стрелковой дивизии. Книга «Панфиловцы: наша гордость, наша слава» была создана на основе документов Центрального архива Министерства обороны РФ, Центрального Государственного архива Республики Казахстан и Центрального Государственного архива Кыргызской Республики, в которых я работала в течение трех лет.

Панфиловская дивизия — одна из самых известных, и в то же время остается немало вопросов. Я прочитала 87 книг — воспоминаний о панфиловцах. Выписывала фамилии солдат и офицеров, которые там упоминаются. К моему удивлению, я нашла всего 203 имени. В СССР в основном говорили о массовом подвиге, выделяя лишь нескольких героев, а сейчас мы хотим назвать каждого.

Нам известно, что на момент формирования дивизии в ее составе было 11 347 человек. Выяснилось, что 45 процентов воинов нигде, никогда, ни по каким базам данных не проходили. Это бойцы, которые в 1941 году остались на поле боя, умерли в лагерях и пропали без вести. Одной из зацепок стали финансовые ведомости. Иногда красноармеец успевал получить денежное пособие только за один месяц. Но в документе осталась его фамилия. Это тоже помогает в поиске.

На сегодня мы нашли 95,3 процента из первого состава дивизии. Но потом были пополнения. Мы работаем и в этом направлении. И наша задача — назвать всех, кто прошел за четыре года войны.
image3.jpg
— Это же огромная кропотливая работа! Кто вам помогает? Оказывают ли финансовую поддержку, например, за счет грантов?
— Собирать, восстанавливать документы, размещать информацию в соцсетях помогают коллеги, друзья, единомышленники. Как я уже говорила, после публикации моей книги в 2020 году осталось много неиспользованных архивных документов. Встал вопрос о том, чтобы напечатать их в электронном формате. Через соцсети я обратилась за помощью. Откликнулись более ста человек из Казахстана, России, Кыргызстана, Украины, среди них потомки панфиловцев.

Сейчас в нашей группе «Вспомним всех поименно» вместе со мной активно работают Наталья Семьянова из Новосибирской области и Наталья Прохорова из Ставропольского края.

Хочу особо подчеркнуть, что все мои проекты волонтерские. Всю работу, включая публикацию книг, я делаю за свой счет. Иногда мне помогают все понемногу. Отпуска провожу в архивах.

К сожалению, для многих тема Великой Отечественной войны сегодня не считается приоритетной. Часто о погибших и пропавших без вести родственниках вспоминают накануне Дня Победы. И меня иногда спрашивают: зачем мне все это надо? На подобные вопросы я всегда отвечаю: это мой личный выбор. Я делаю его ради будущего.
— Как вы считаете, молодое поколение интересует тема Великой Отечественной войны? Знают ли ребята о своих прадедах-фронтовиках?
— С 2008 по 2016 годы мы провели восемь республиканских конкурсов сочинений о войне среди школьников. По его итогам изданы четыре сборника. В то время прошло больше 20 лет после распада Советского Союза, и мне было очень важно узнать, что наши дети думают о патриотизме. Порадовало, что в наших школах и русских, и казахских учителя проводят большую работу по сохранению памяти о Великой Отечественной войне. Ребята знают и гордятся своими предками-фронтовиками, вместе с родителями участвуют в шествиях «Бессмертного полка». Память о войне — это семейное дело.
— Лайла Сейсембековна, по вашему мнению, какую роль играет форум «Евразия-2022» в сохранении исторической памяти?
— На форуме я поделилась с коллегами личным опытом по восстановлению имен тех, кто с первых дней войны защищал нашу Родину. Я знаю, что этот опыт уникален и вызывает большой интерес. Это важно. Мы — дети фронтовиков — должны сохранить память о Великой Отечественной войне и передать ее нашим внукам.
Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама») и Дмитрия Куткина

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other