Меню

Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках

25.04.2022 11:10 - автор Надежда Медведкина
Какие карточки дарили друг другу россияне до революции, какими открытки стали в перестройку и чем могут удивить зарубежные варианты?
Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках


Для кого-то из нас пасха, Христово Воскресение, — один из священных, дорогих сердцу праздников. Другие просто не могут устоять перед очарованием атрибутики. Радостное «Христос воскресе!» звучит в этот день все чаще, но мы помним, что судьба праздника в нашей стране не была простой.

Как россияне отмечали пасху в разные времена? Какими смыслами наполнен этот праздник в других странах? Многое можно понять, если познакомиться с открытками, которые использовали, чтобы поздравить близких. Так мы и сделаем вместе с филокартистом Юрием Окишевым. В его коллекции более тысячи пасхальных открыток. Постараемся рассмотреть хотя бы малую часть.

Первые пасхальные открытки вышли в России в 1898 году. Их заказало художнику Николаю Каразину издательство Красного Креста «Общины святой Евгении». Кстати, это в принципе одни из самых первых иллюстрированных открыток в России. Долгое время до этого почтовые карточки были просто открытыми письмами, без картинок. Первые открытки с изображениями вышли в 1895 году. На них были виды Москвы. Но поздравительные карточки в 1898 были еще, мягко говоря, в новинку.

Николай Каразин нарисовал пять карточек, посвященных празднику. Одну из них и протягивает мне Юрий Окишев:

image22.jpg
Поначалу смотрю на карточку удивленно, провожу по поверхности пальцем. Нет, не похоже, что краска стерлась.
— Это не повреждение, — торопится объяснить Юрий Константинович. — У меня есть еще одна открытка Каразина, и там на картинке точно такой же «вырез». Видимо, именно так решил построить композицию художник. Этот квадрат мог предназначаться для текста. Обратная сторона тоже чистая, можно писать.
Современному человеку, привыкшему к яркой атрибутике, открытка кажется не очень-то пасхальной: едет тройка только и всего. Но Юрий Окишев просит меня приглядеться — и становится ясно, что речь может идти только об одном празднике. На заднем плане — церковь, очевидно, что герои едут оттуда. В руках они держат куличи, которые только что освятили. Николай Каразин — художник-этнограф, художник-репортер. Не удивительно, что его изображение — реалистичная жанровая сценка, без аляповатости, но наполненная смыслом.

image7.jpg
Еще одна выразительная картинка — работа известного художника по открыткам Елизаветы Бём. Мы уже обращали внимание на ее трогательные карточки, когда разбирали дореволюционные новогодние открытки.

Но, приходится признать, карточки не всегда были такими искренними и атмосферными. В начале XX века вошли в обращение фотографические открытки с яркими элементами. Похожие мы видели и среди новогодних.

image8.jpg
Поневоле посещает мысль, что такая открытка не совсем про пасху. Несмотря на огромное красное яйцо и вязанку вербы.

image18.jpg
Впрочем, некоторые открытки, например эта, с веселыми детьми, — довольно забавные. И, наконец, не будем строги: похоже, россиянам прошлого века переборчивыми быть не приходилось.

image15.jpg
Спрос на открытки был таков, что даже за рубежом их специально печатали для Российской империи. Например, эта открытка кажется отечественной — поздравительная надпись напечатана по-русски. Но все выходные данные на обороте — на немецком языке.

image11.jpg
А эта открытка и не пасхальная вовсе, но по подписи очевидно, что кто-то использовал ее для поздравления на пасху. Специальных открыток явно было недостаточно.

Мы много говорили о пропагандистских сюжетах на советских открытках. Но не обходились без пропаганды и до революции.

image3.jpg
Вот и пример: на открытке времен Первой мировой Николай II угощает крашеным яйцом простого солдата.

Можно заметить, что святой праздник стыдно использовать для пропаганды. Но, с другой стороны, именно потому, что праздник святой, общий для всех христиан, в дни Пасхи люди из разных социальных слоев могли отчетливо почувствовать свою общность.

По открыткам можно многое вспомнить о традициях празднования. Конечно, появляется на них и крестный ход.

image20.jpg
Но не только он. Большое, — пожалуй, даже большее — внимание уделяют веселым пасхальным гуляниям и играм.

image19.jpg
Вот, например, катанки «Игра с пасхальными яйцами». Иногда яйца заменяли деревянными — зачем переводить еду?

image9.jpg
А традицию разбивать яйца многие помнят до сих пор. Хотя память о том, что это еще и игра, в которой победитель забирает разбитое яйцо, сохранилась не во всех семьях.

image2.jpg
На этой незамысловатой открытке (она более позднего периода) — обязательные атрибуты праздничного стола. Кроме яиц и кулича на нем стоит творожная пасха — усеченный конус из сладкого творога с буквами «ХВ» на боку. Сейчас ее готовят редко и словом «пасха» некоторые ошибочно называют кулич.

Среди пасхальных открыток можно встретить забавные и оригинальные варианты. Художники нередко пытались «поиграть» с традиционными символами, изобразить их в нестандартном виде.

image14.jpg
У нас таких открыток мало, а вот пасхальные карточки, которые дарили в Европе и Америке, частенько призывают посмеяться или хотя бы улыбнуться.

image1.jpg
image23.jpg
image17.jpg
Цыплята — частые герои пасхальных картинок. От яйца до цыпленка — недалеко. А Воскресение Христово так просто «зарифмовать» с рождением новой жизни. Впрочем, можно вспомнить и о том, что Пасха вобрала в себя традиции более старых языческих праздников, посвященных весне и пробуждению природы.

image6.jpg
На пасхальных дореволюционных открытках тоже можно увидеть цыплят. Но, как мы помним, многие из этих карточек выпущены за пределами Российской империи.

А вот другой западный образ — пасхальный кролик — так и не получил «прописки» на наших открытках. Хотя в Европе выпускалось много картинок со зверьком, который прячет в доме раскрашенные или шоколадные яйца.

image13.jpg
image12.jpg
Когда рассматриваешь открытки — поневоле отмечаешь, что у нас с Пасхой связано гораздо меньше откровенно юмористических сценок. Возможно, в нашей стране отношение к празднику более серьезное и глубокое. А может, мы просто не успели начать шутить, ведь у нас история пасхальной открытки прервалась с 1917 года до 1980-х. Пасхальные открытки на русском языке иногда выпускались и в этот период, но за рубежом — для эмигрантов.

image5.jpg
Если раньше мы видели обычную открытку, подписанную к пасхе, то здесь — обратный пример. Это тоже подписанная карточка, выпущена она в 1950 году. Ее прислали близким из-за рубежа без всякой связи с Пасхой. Отправлял, очевидно, военный — на обратной стороне есть печать «Военная цензура».

С 80-х годов пасхальные открытки постепенно стали возвращаться. Сочетание «Советские пасхальные открытки» звучит как шутка, но некоторые карточки, действительно, напечатаны еще тогда, когда страна называлась Советским Союзом.
— Эти открытки нередко выпускали крошечными тиражами: пять тысяч экземпляров, тысяча, — отмечает Юрий Окишев.
image4.jpg
Кроме того, как только появилась возможность, стали активно перевыпускать дореволюционные пасхальные открытки. Они выходили целыми наборами. И мой собеседник не раз и не два, протягивая мне открытку с ятями в подписях, досадливо морщился: «Это перевыпуск».

Несколько интересных экспонатов Юрий Окишев приберег напоследок:

image10.jpg
Мы уже не раз говорили о советском художнике по открыткам Владимире Зарубине. Эти пасхальные открытки — его работы. Они напечатаны в 1994 году.

image16.jpg
Можно заметить, что хитрая малышка, которая добралась до угощения, не очень-то подходит на роль персонажа религиозного праздника. Да и смущенно-лукавая парочка скорее наводит на мысль о влюбленных. Но глядя на очаровательных, детально прорисованных, героев Владимира Зарубина, совершенно не хочется в чем-то укорять художника.

Наверное, к юмористической стороне Пасхи можно относиться по-разному. Но открытки — это только отражение жизни. Они рассказывают о правилах, традициях, играх и, в том числе, о способности человека смеяться в праздник.

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


$in_other$