Меню

В Челябинске начнут готовить добровольцев для проверок управляющих компаний

23.01.2023 08:00 - автор Надежда Медведкина
Рассказываем о новшествах жилищного надзора и подводим итоги года.
В Челябинске начнут готовить добровольцев для проверок управляющих компаний
Инспекторы смогут правильно проверять жалобы жителей. Фото Дмитрия Куткина.

Активные челябинцы смогут получить знания по теме ЖКХ и дополнительный рычаг воздействия на управляющие компании. Обучение для добровольцев собирается организовать региональная Госжилинспекция. Об этих планах, других новшествах 2023 года и итогах 2022-го рассказала начальник ГЖИ по Челябинской области Рашида Ковалева. На что чаще всего жалуются челябинцы, почему управляющие компании региона внезапно смогли выплатить более 13 миллионов долга и как изменится контроль за капремонтами — читайте в эксклюзивном интервью «Вечерки».

image1.jpg
Рашида Ковалева — начальник региональной Госжилинспекции. Фото Юлии Боровиковой.

Меньше поводов для недовольства


— Рашида Рашитовна, насколько активно челябинцы в прошлом году жаловались в Госжилинспекцию?

— По региону получено 20,6 тысячи обращений, причем больше всего именно от жителей Челябинска. Это не говорит о том, что в региональном центре больше всего проблем — только об активности собственников. Челябинцы очень деятельно подходят к вопросам ЖКХ, иногда после решения одного вопроса обращаются со вторым.

— А обращений становится больше или меньше?

— Мне очень приятно отметить, что количество обращений снижается. За 2021 год мы получили 25,8 тысячи обращений, а за 2020-й — более 30 тысяч. Я как руководитель считаю, что это хорошая тенденция: часть проблем отрасли удается решить.

Особенно интересно, что 75% обращений за минувший год мы получили в электронном формате, через ГИС ЖКХ. Раньше соотношение электронных и личных или письменных обращений составляло 50 на 50. И даже в период пандемии, когда мы не могли принимать граждан и вход был ограничен, челябинцы предпочитали присылать обращения по почте, а не пользовались электронными ресурсами. Приятно видеть, что сейчас эта ситуация сдвинулась с мертвой точки.

Больные мозоли города


— Какие проблемы наиболее актуальны для Челябинска?

— Тематика обращений мало меняется из года в год. Много вопросов связано с неудовлетворительным техническим состоянием жилфонда. К сожалению, если не компенсировать время тщательным обслуживанием, физический износ всегда дает о себе знать.

Вторая проблема — ненадлежащее качество или отсутствие коммунальных услуг. Обращения касаются и горячей воды, и отопления, и вывоза мусора.

image3.jpg
Недостаточно горячие батареи или вода в кране, невывоз мусора — популярные темы жалоб в ГЖИ. Фото Дмитрия Куткина.

Третья группа — обращения по перерасчету платы за жилищные и коммунальные услуги. Иногда они имеют реальную причину, иногда граждане скорее нуждаются в разъяснениях. Сейчас количество обращений по поводу цифр в квитанциях ожидаемо увеличилось в связи с повышением тарифа на 9% с 1 декабря. Собственники получают квитанции с новыми начислениями и выясняют, чем вызван рост.

— А есть новые проблемы, которые вышли на первый план в 2022 году?

— Среди таких проблем — фальсификация протоколов общих собраний граждан. Как правило, для перевода дома к другой управляющей компании. Такого рода обращения были и в Челябинске, и в регионе. Только по Калининскому району Челябинска перевести пытались порядка ста домов. Мы отрабатываем эту проблему с привлечением полиции, прокуратуры. В 2021 году возбуждено всего одно дело по фальсификации протоколов. В 2022 году их уже 14 — по 55 домам, а материалов направлено в десятки раз больше.

image5.jpg
Иногда собственников нужно уговаривать, чтобы обеспечить их безопасность. Фото Дмитрия Куткина.

— Может быть, какие-то проблемы, наоборот, удалось решить?

— Есть серьезные подвижки по решению проблемы с газовым оборудованием. До сих пор бывают случаи, когда собственники отказываются допускать обслуживающий персонал для осмотра оборудования или даже вообще заключать договор на обслуживание.

При участии прокуратуры области мы заключили соглашение с крупнейшими специализированными организациями по обслуживанию газового оборудования, проговорили с ними самые важные моменты, которые влияют на безопасность граждан. Теперь мы направляем письма собственникам, если они уходят в отказ. Кажется, что в этом нет ничего серьезного, но наши письма помогают гражданам разобраться в теме, понять, в чем их обязанность. Соглашение заключили только в апреле 2022 года, но специализированные организации стали на 30% реже сталкиваться с недопуском или отказом от соглашения.

Вернули более 13 миллионов долга


— В этом году управляющие компании, получившие лицензии до 2019 года, начали проходить перелицензирование. Стоит ли бояться, что большое количество челябинских компаний не сможет их получить и дома останутся без управления?

— На 2022 год пришлась действительно большая работа: завершался срок действия 440 лицензий. До 2019 года лицензии считались бессрочными, а затем законодательно утвердили перелицензирование через пять лет. Поэтому сейчас нужно было проверить компании, которые получили разрешение на работу и в 2018, и в 2015 годах.

Мы начали перелицензирование в мае, закончили только в ноябре. Проверяли каждую компанию, если в управлении замечали недочеты — выдавали предостережения. Организации всегда прислушивались: по этому направлению у нас вообще нет статистики по обжалованиям. Сейчас большая часть лицензиатов — около 330 получили продление лицензии.

— Остальным законодатели выделили дополнительное время, верно?

— Да, когда мы уже заканчивали перелицензирование, буквально за два дня до завершения работы, в законодательство России внесли изменения: продлили срок процедуры еще на полгода. Компании этим воспользовались: многие не подали заявления либо отозвали их. Как правило, это были заявления, по которым нам пришлось бы отказать.

— Из-за чего эти компании рисковали получить «незачет»?

— Проблемы возникли по двум вопросам. Первый — долги перед ресурсоснабжающими организациями. По итогам нашей работы по лицензированию компании уже уплатили ресурсникам более 13 миллионов рублей долга. Чтобы получить лицензию, управляющим организациям пришлось изыскать эти средства.

Вторая проблемная тема — личности руководителей. С тех пор как компании получили лицензии, в некоторых сменились директора. Как оказалось, не все новые руководители имели необходимую квалификацию. На этом основании около 10% лицензиатов рисковали получить отказ.

image6.jpg
А у вашего дома останется управляющая компания? Фото Дмитрия Куткина.

Решать проблемы с долгами либо с квалификацией директоров компаниям придется, поскольку лицензирование никто не отменял. Фирмы должны пройти его к 1 июня. То есть уже в марте они должны подать нам документы. Но как вы можете видеть по цифрам, большая часть компаний уже прошла перелицензирование. Мы надеемся, что у нас не увеличится количество домов без управления.

— А жители могут проверить, обновила ли их компания лицензию? Очень неприятно проснуться однажды утром и узнать, что у вашего дома нет ни уборщиц, ни аварийной службы.

— По закону управляющая организация должна предупредить своих собственников о намерении прекратить обслуживание дома не менее чем за 30 дней. Это касается и случая с лицензией, и любых других ситуаций. Для таких оповещений есть много налаженных каналов: от информации на квитанциях до общедомовых чатов.

Кроме того, все данные размещены в ГИС ЖКХ. Это общедоступная информация: всегда можно проверить, когда у вашей компании заканчивается срок действия лицензии. Если к нам обращаются с таким вопросом, мы тоже всегда предоставляем ответы.

— В целом дома без управляющих организаций можно назвать острой проблемой?

— Примерно 10–15% обращений от общего количества связаны с проблемами управления. Но это не только отсутствие управляющей организации: это также жалобы на ее работу, просьбы помочь с проведением общего собрания для смены компании. Такие вопросы особенно популярны в Челябинске: в маленьких городах и районах зачастую просто нет второй управляющей компании, к которой дома могли бы уйти.

Челябинская администрация очень активно работает в этом направлении. Жителям помогают выйти на общее собрание собственников и выбрать компанию или назначают ее по открытому конкурсу. Домов без управления у нас всего около 300 по всей области.

Проверки без ограничений


— Начиная с конца прошлого года Госжилинспекция также контролирует проведение капремонтов, верно?

— Мы и раньше имели сходные полномочия: контролировали капитальный ремонт домов, которые накапливают средства на спецсчетах. Владельцы спецсчетов ежеквартально предоставляли нам отчеты, мы проверяли, чтобы деньги использовались по назначению. Сейчас мы будем следить и за теми домами, которые выбрали «котловой» способ и перечисляют средства в Фонд регионального оператора.

image7.jpg
Капремонты теперь на контроле у ГЖИ. Фото Олега Каргаполова.

— ГЖИ сможет усилить контроль за этими средствами?

— Обязательно. Мораторий на проверки в отношении регоператора не действует, поэтому мы можем проверять его по полной программе. За последние месяцы прошлого года мы уже получили 200 обращений по этой теме. Рассматривали каждый случай. Часть наших предостережений исполнена, часть перенесли на этот год, поскольку не все работы можно выполнять в зимний период.

В целом, мне кажется, есть тенденция к уходу от спецсчетов. Действительно, есть практика злоупотреблений, когда деньги со спецсчетов собираются, а работы не выполняются. Есть случаи, когда недобросовестные владельцы спецсчетов собирают деньги, а потом уходят с дома, и деньги приходится возвращать в судебном порядке.

Поговорим на равных


— Госжилинспекции удается справиться со всеми проблемами, с которыми обращаются граждане?

— Так сказать все-таки нельзя. Нужно помнить, что наши полномочия ограничены. В 2022 году усложнилось проведение внеплановых проверок: мы должны были каждую согласовать с прокуратурой. А прокуратура, в свою очередь, требовала серьезных оснований для проверки: наличия угрозы жизни и здоровью людей. Аналогичный порядок продлен правительством России и на 2023 год.

Кроме того, у нас нет полномочий проверять финансовую деятельность компании. Но если мы видим, что она собирает средства с собственников и не перечисляет ресурсоснабжающей организации, то направляем материалы в правоохранительные органы. То же самое случается, если мы видим другие серьезные нарушения.

— У Госжилинспекции очень долгий период реагирования — 30 дней. Есть надежда его сократить?

— Челябинцы часто просят об этом на личных приемах или при подаче обращений. Но мы зачастую физически не можем пойти навстречу. В среднем в месяц на каждого инспектора ГЖИ приходится по 200 обращений. При такой нагрузке очень сложно что-то ускорить. Мы понимаем, что жители хотели бы от нас более эффективной работы, и стараемся меняться в лучшую сторону, но перестроить весь процесс нельзя моментально.

image2.jpg
С начала февраля этот офис ГЖИ перестанет работать, прием начнут вести в другом. Фото Юлии Боровиковой.

— А можно что-то сделать, чтобы жители могли сами себе помогать?

— Сейчас мы хотим возродить институт общественных жилищных инспекторов. Чтобы стать жилищным инспектором, нужно будет пройти бесплатное обучение, сдать экзамены и иметь ходатайство от какой-либо общественной организации. Мы будем выдавать соответствующие документы. Нам нужны грамотные люди, которые могут разговаривать на одном языке с управляющими компаниями. Я считаю, без взаимодействия со всеми участниками процесса — как управляющими компаниями, так и собственниками — нам не изменить отрасль ЖКХ и управления многоквартирными домами к лучшему.

***
В 2023 году региональная Госжилинспекция будет принимать посетителей по новому адресу: улица Елькина, 112. Переезд планируют завершить до конца января. Офис ГЖИ на улице Энгельса, 43, больше работать не будет. Все остальные территориальные отделы принимают посетителей по прежним адресам.



Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other