Меню

Чемпион по ралли учит водителей в Челябинске избегать аварий в гололед

10.03.2023 08:00 - автор София Поромова
Тестируем азы экстремального вождения на себе.
Чемпион по ралли учит водителей в Челябинске избегать аварий в гололед
Фото Олега Каргаполова

Чемпион России и Европы, бронзовый призер чемпионата мира по ралли Ярослав Федоров открыл «Школу водительского мастерства» в Челябинске. На своих занятиях он учит автолюбителей правильно водить и находить выход в самых нестандартных случаях на дороге. Как взять себя в руки в экстремальной ситуации и справиться с машиной в гололед, узнала корреспондент «Вечерки» София Поромова.



Жизнь гонками по четверть миль за раз

По профессии Ярослав Федоров — квалифицированный врач-педиатр. Вираж от медицины в сторону гонок случился внезапно после просмотра фильма «Форсаж». Сначала это были уличные состязания. Но очень быстро Ярослав отошел от нелегальных заездов и вышел на профессиональные соревнования.

image17.jpg

Сперва это был драгрейсинг — гонки на короткие дистанции. Затем команда челябинца выиграла чемпионат УрФО и среди призов получила кузов от ВАЗ-2108. Тогда же после долгого перерыва на Южный Урал вернулся этап Кубка России по ралли. Именно 17 лет назад на трассе в Кыштыме Ярослав Федоров впервые принял участие в этой гонке, любовь к которой не отпускает его до сих пор.
— Считаю эту дисциплину более сложной, потому что в отличие от кольцевой гонки при смене погодных условий наш заезд никто не отменяет, — подчеркивает Ярослав Федоров. — Также «кольцевики» могут заучить трассу, у нас же это сделать невозможно. Поэтому-то в каждом автомобиле, помимо пилота, есть еще и штурман, который ориентирует сидящего за рулем.
В гонках Ярослав стал тем самым штурманом и за всю свою карьеру ни разу об этом не пожалел, ведь к выбору подошел максимально осознанно. Гонщики называют второго водителя глазами пилота. Без него максимально быстро и точно трассу не пройти.

Ралли — технический и весьма дорогостоящий вид спорта. Когда Ярослав только начал им заниматься, денег на собственный профессиональный автомобиль не было. Поэтому в роли штурмана он нашел альтернативный вариант. Сейчас у спортсмена есть официальный контракт, и должность второго водителя — его работа.

image2.jpg
Фото Autosportmedia, предоставлено Ярославом Федоровым

Недавно Ярослав Федоров стал серебряным призером этапа чемпионата России по ралли. Его экипаж от победы отделили доли секунд, хотя сам старт, по словам спортсмена, получился обычным из-за выбора трассы.

Золотых гор победители и призеры ралли не имеют. Обычно их успех измеряется лишь грамотами и медалями. Поэтому в гонках они, по сути, участвуют не из-за денег: для них это — адреналин и немалая доля других эмоций.

Маршрут ралли состоит из специальных участков и секторов связи. Первые перекрывают для проведения старта, вторые — это дороги общего пользования, по которым экипажи едут вместе с другими участниками дорожного движения, поэтому строго соблюдают все ПДД. Со всеми этапами заезда гонщики знакомятся еще до старта: обычно за день штурман преодолевает трассу, прописывая ее важные элементы и составляя скоростную стенограмму.

Экипажи стартуют друг за другом с разницей в две–три минуты. В целом ралли — это очень точный вид спорта, здесь все идет по расписанию. Для каждого гонщика есть четко установленное время, в которое он должен начать и закончить преодоление трассы. Запрещены столкновения и другое взаимодействие с соперниками. Цель каждого участника — как можно быстрее проехать расстояние от старта до финиша. Важно и то, как ты преодолеваешь дистанцию: чтобы победить, нужно не только прийти первым, но еще и правильно проехать по всем участкам.

image5.jpg
Фото Autosportmedia, предоставлено Ярославом Федоровым

Заезды проходят в любую погоду и по разному типу покрытия: зимой это снег и лед, летом — гравий и асфальт. И даже если пошел дождь, гонку не останавливают. Поэтому каждый пилот должен быть профессионалом своего дела, ведь ему необходимо максимально оперативно среагировать на любые изменения: неважно лужа это или летящий от предыдущего автомобиля камень. Но успех экипажа зависит не только от великолепного вождения — не менее важны точность составления и диктовки штурманом стенограммы.
— Мне нравится в ралли то, что по сути я управляю автомобилем. Своей интонацией я могу замедлить пилота или, наоборот, ускорить его. Понимаю, что от правильности моих действий в конечном счете определяется результат, — признается Ярослав.
Не менее важен и микроклимат в экипаже, потому что спортсмены большое количество времени проводят вместе. Поэтому без чувства юмора и профессиональной химии вряд ли получится стать чемпионами: пилот со штурманом должны быть друзьями и общаться даже вне гонок, чтобы на старте лучше чувствовать друг друга.

По дороге с желтым «Ситроеном»

Пока снег не успел растаять, мы решили опробовать приемы ралли на себе. Ярослав приглашает нашу команду на трассу в пригороде Челябинска. Здесь идеальные условия не только для осваивания экстремального вождения, но и для дрифта. Дорога полностью покрыта естественным льдом, так что проехать по ней без приключений просто так не получится.

image16.jpg

Пока спортсмен проводит краткий инструктаж, по трассе вовсю виляет в заносах чья-то красненькая «Жигули». По словам Ярослава, это самая распространенная и комфортная машина для дрифта, потому что ее не так страшно разбить.

Нашим же конем стал стандартный вертлявый Citroen С2, который за счет уменьшенного скольжения может сильнее разгоняться.

image7.jpg
— Был вариант тоже взять «Жигули», но многие водители, к сожалению, предвзято относятся к отечественному автопрому, да и многим приятнее сесть в иномарку, — тут же уточняет Ярослав. — Выбор пал на этого симпатичного французика с передним приводом, который, конечно же, понятнее в управлении. Плюсом здесь механическая коробка передач. Такой автомобиль можно собрать за 500-700 тысяч рублей.
В салоне от привычной машины не осталось почти ничего — все внутренности заменены на специализированные и профессиональные: гоночные кресла с обтекаемой спинкой, железный каркас и максимально надежные пятиточечные ремни безопасности. На колесах красуются необычные тренировочные шины со спортивными шипами для лучшего сцепления со льдом.

image9.jpg

Перед посадкой мне выдают настоящий раллийный шлем с переговорным устройством. Микрофон и наушники позволяют штурману и пилоту без проблем слышать друг друга. Но залезть в таком шлеме в переделанную машину не так-то просто: усиленные железные основы забирают много места в салоне и делают проем чуть уже, чем он есть на самом деле.

image1.jpg

Со второй попытки все-таки оказываюсь в кресле, и тело тут же словно сливается со спинкой сидения. Гонщик затягивает все ремни безопасности, и двигаться из-за такой страховки становится крайне тяжело.

Ярослав в свою очередь надевает шлем, специальные гоночные перчатки и с легкостью забирается в автомобиль — опыт дает о себе знать. Спортсмен заводит машину, подключает аппаратуру. Та демонстрирует потрясающий звук: даже несмотря на громкий рев мотора, в шлеме достаточно хорошо слышно все слова пилота.

image11.jpg

Перед тем как дать по газам, небольшой лайфхак от опытного штурмана: чтобы в машине на скорости не укачивало, нужно смотреть на дорогу. Берем совет на вооружение и под рев двигателя начинаем наш эксперимент.

И тебя выучим

Выехав на кольцевую трассу, Ярослав плавно выжимает педаль газа, и мы несемся преодолевать дистанцию. С непривычки даже от небольшой скорости у меня захватывает дух, тело вжимается в сидение, а язык от испытываемого шока немеет. Мозг охватывает буря эмоций. Максимально чувствуется скорость, но само скольжение с эффектным распылением снега почему-то не ощущается.

image12.jpg

Спустя небольшой участок трассы с эмоциями удается совладать: дыхание выравнивается, и появляется возможность проверить переговорное устройство в деле. Пилот же все это время сосредоточенно смотрит на дорогу и спокойно разговаривает о насущном.

image14.jpg

Сделав несколько кругов, выезжаем на середину площадки. Это замерзшее озеро. Заметив панику в моих глазах, Ярослав успокаивает, что ежедневно проверяет здесь толщину льда, и по его прогнозам, кататься на этом участке можно как минимум до середины марта.

image10.jpg

Остановка оказывается неслучайной — пришло время поменяться с пилотом местами. Так как у меня нет ни прав, ни опыта за рулем, спортсмен превращается в инструктора по вождению.

image4.jpg

В ход идет простая схема: Ярослав переключает передачи, а я выжимаю сцепление и давлю на газ. Под чутким контролем не без труда, но получается проехать небольшое расстояние и даже немного повернуть направо. Ярослав решает запечатлеть знаменательный момент и включает камеру. И тут все идет не по плану.

image6.jpg

Педаль сцепления начинает вдавливаться максимально тяжело, а газ, наоборот, становится максимально чувствительным. Спустя несколько попыток мы встаем на месте как вкопанные. Сдвинуть резвый «Ситроен» не удается и самому Ярославу. Неужели накрылся двигатель?

image3.jpg

Впрочем, причина оказалась куда прозаичней: передние колеса просто проделали во льду достаточно глубокую колею. Выбраться из нее не так-то просто — потребовалась помощь третьих лиц.

image8.jpg

Желтенький «Ситроен» на свободе, но от продолжения эксперимента мы решаем отказаться. Наш путь лежит к стоянке — пора подводить итоги. А тренировочную площадку теперь, видимо, ждет дополнительная заливка.

На этом автодроме любой автолюбитель может под руководством опытного гонщика прокачать свои навыки вождения. Но повторять наш эксперимент при отсутствии прав мы не советуем. Несмотря на свое название, «Школа водительского мастерства» не занимается обучением и выдачей прав: сюда приходят люди уже с набором базовых знаний и водительским удостоверением.

image13.jpg

Программы школы различны и обширны. Например, «Уверенность за рулем» подойдет тем, кто только-только начал водить автомобиль после сдачи экзаменов. Инструкторы школы, а по совместительству и психологи научат правильно парковаться и преодолевать самые частые маршруты без стресса и волнения.

На занятиях по «Контраварийной подготовке» автолюбители осваивают поведение в самых неожиданных ситуациях и способы избежать столкновения. Есть и индивидуальные программы для продвинутых пользователей, например, «Ралли такси» или «Автоспортивная подготовка».

Достаточно экстремальное и не менее зрелищное занятие стоит того, чтобы уделить ему свое время. Здесь можно выплеснуть эмоции, испытать адреналин и прочувствовать на себе атмосферу настоящих гонок. По словам Ярослава, погонять по тренировочной трассе на своих машинах может любой желающий.





Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other