Меню

«За каждой бумажкой — судьба человека»: глава лучшего следственного отдела полиции в Челябинске раскрыла секреты профессии

06.04.2023 13:42 - автор Дарья Невзорова
Как изменились преступления, и почему у следствия женское лицо
«За каждой бумажкой — судьба человека»: глава лучшего следственного отдела полиции в Челябинске раскрыла секреты профессии
Фото Олега Каргаполова

Утро Марии Сутыриной начинается с решения сложных задач. Она начальник следственного подразделения отдела полиции «Курчатовский». Здесь расследуют все, что связано с наркотиками, мошенничествами, имущественными и экономическими преступлениями. Также в юрисдикции отдела дела об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Но больше всего в последние годы стало дел по телефонным аферистам. В День органов предварительного следствия МВД «Вечерка» поговорила с Марией Сутыриной о влиянии времени на характер преступлений и о том, как защитить себя от мошенников и воров.

Как меняется преступность


— Когда я только пришла, больше было обыкновенных краж в гаражах, садах. Это был прямо бич, особенно в сезоны. Сейчас же очень много стало IT-преступлений, — рассказывает Мария Сутырина. — Телефонные мошенничества, кражи по потерянным картам, интернет-мошенничества — сегодня идет их вал. На IT приходится около 80% расследуемых преступлений. Это и звонки якобы из банка, чтобы перевести деньги на безопасный счет. Люди ведутся настолько глупо, берут кредиты и такие суммы переводят, что думаешь: «Ну как так?!».
Другая распространенная схема — «Ваш родственник попал в ДТП». Эта уловка избита, но челябинцы по-прежнему продолжают ей верить. Попадаются в основном пожилые люди, застигнутые внезапным звонком врасплох. Отследить, куда ушли деньги, следователям бывает крайне сложно: преступники используют подменные номера, а сами, как правило, находятся за рубежом. Курьеров при этом набирают через мессенджеры, предлагая легкий заработок.

image10.jpg
Следователи предупреждают: незнание Уголовного кодекса РФ не защитит любителей быстрых денег от ответственности. Фото Олега Каргаполова

Но даже если курьер не в курсе, что нарушает закон, ему грозит внушительная ответственность: за участие в мошеннической схеме можно угодить за решетку на десяток лет. Не меньшие сроки грозят и курьерам, распространяющим закладки с наркотиками. Таких за последние пять лет, по наблюдениям следователей, тоже стало немало.
— Молодежь ведется на быстрые деньги. Они считают, что ночь поработали, тысяч десять получили и вроде ничего не сделали, а деньги большие в кармане. Но при этом они 15 лет получат срока [в колонии]. А они этого не осознают, — рассуждает Мария Сутырина. — Иногда ловишь — ему 18 лет, приличная семья, здоровый парень, работай и учись, а ему захотелось денег свободных, и это губит жизнь и его, и родителей.
image6.jpg
На интернет-мошенничества в челябинском отделе полиции сегодня приходится до 80% расследований. Фото Олега Каргаполова

Еще один бич последних лет — магазинные кражи, особенно ночные, совершенные группой лиц. Приходится работать и с карманниками. Причем они буквально переходят от поколения к поколению следователей по наследству.
— Они отсидят свое наказание, выходят и снова за старое берутся. Чаще это наркоманы, которые таким образом зарабатывают. Это просто образ жизни, который им удобен — они ничего другого не умеют, — говорит главный следователь Курчатовского ОП. — У меня тоже такой персонаж был. Недавно мои сотрудники по нему снова отправили в суд дело — по десяти эпизодам карманных краж.
Зачастую челябинцы становятся жертвами карманников по собственной невнимательности, оставляя дорогостоящие телефоны, кошельки и вещи в легкодоступных местах. Заметить вора в толпе и распознать его уловки просто, но это приходит лишь с опытом.
— Когда часто видишь такой контингент, уже замечаешь его в толпе. Стоишь на остановке и уже понимаешь, что происходит. Они суетятся, оглядываются, всегда смотрят, что вокруг, — предупреждает Мария Сутырина. — На остановках они всегда по двое работают: один блокирует проход в транспорте либо подталкивает, чтобы человек обратил внимание на какое-то движение и не почувствовал, что из его кармана что-то достали. Хоп, встал кто-то в дверях и начинает спрашивать, как проехать на ЧМЗ. А ты понимаешь, что эта маршрутка никогда не ехала на ЧМЗ. И тут второй начинает шевелиться.
image3.jpg
Расследовать непростое дело и довести его до суда для Марии Сутыриной — вызов своим навыкам и способностям. Фото Олега Каргаполова

Вал преступлений по 111-й статье Уголовного кодекса — об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью — обычно приходится на праздники. Больше всего их в затяжные новогодние каникулы. Как правило, выяснять отношения между собой люди начинают во время распития спиртного, от слов переходят к кулакам или хватаются за нож. И хотя это тяжкая статья, дела по ней следователи считают одними из самых простых.
— Лично мне сложнее были грабежи и разбои. Они труднее в доказывании, потому что [среди опрашиваемых] это всегда люди, которые что-то запомнили или нет. Подозреваемые делают все, чтобы себя выгородить, и ты должен доказать [их вину] очными ставками. Тут большой объем работы нужно провести, — поясняет Мария Сутырина. — В тех же 111-х статьях показания друг против друга — там все понятно. А грабежи, разбои — это обычно несколько человек, это улица, и надо доказать, что там был именно этот преступник.

Лицо непростой профессии


Мария Сутырина в следственных органах трудится уже 15 лет. Работать в полиции изначально не планировала — свое будущее она видела в прокуратуре. Но в 2008 году решила попробовать себя в качестве следователя полиции. За год работа затянула, и Мария решила остаться.
— Привязалась к профессии, стало интересно чего-то добиться, иногда вопреки словам людей, что у меня ничего не получится, — признается начальник следственного подразделения полиции. — Когда я только пришла в полицию после стажировки, мне сразу дали шесть дел по 111-й статье. После гражданского вуза было сложно. Там же такому не учат — только общие моменты. И ты думаешь, что делать. Первый раз когда приезжаешь на окровавленную квартиру, это неприятно — не каждый это выдерживает. Потом все с опытом нарабатываешь, привыкаешь, когда уже поездишь по таким делам пять-шесть лет.
image7.jpg
Своим опытом руководитель следственного подразделения полиции ежедневно делится с подчиненными. Фото Олега Каргаполова

Два года назад Мария стала руководителем следственного отдела. Среди других подобных отделов в Челябинске курчатовский на сегодня занимает первую строчку рейтинга по количеству и качеству раскрытых дел.

У следственного подразделения в курчатовском ОП два этажа. Вместе с руководителем мы проходимся от кабинета к кабинету. В одном из них в момент нашего визита в самом разгаре опрос. В соседнем — следователь внимательно заполняет на компьютере документы по уголовному делу. Пользуясь случаем, коллеги отчитываются начальнику о проделанной работе. Мария Сутырина тут же включается в процесс обсуждения: каждое дело своего подчиненного она буквально знает от корки до корки.

image4.jpg
Важными среди профессиональных навыков следователя Мария Сутырина считает честолюбие и желание докопаться до сути. Фото Олега Каргаполова

На сегодня здесь трудятся около 30 человек, из них 24 следователя. Больше половины — женщины.
— К сожалению, многие мальчишки не выдерживают такой работы. Им становится скучно что ли. Работа сидячая, и все с бумагами. Нельзя допускать никаких нарушений, потому что за каждой бумажкой судьба человека: потерпевшего, преступника и следователя, который под всем этим ставит подпись, — подчеркивает наш спикер. — Им надо быстрый результат: сбегать за преступником и так далее. А когда надо обвинительное печатать и не ошибаться, начинают сыпаться. Пример: кража из магазина 300 пачек сигарет. Каждую пачку надо переписать, в названии не ошибиться, в стоимости и всем остальном. А таких 47 эпизодов. Все это надо перепроверить, а в случае ошибки еще и исправить. Это очень сложно, особенно когда не хватает времени. Не каждый выдерживает это. Им больше побегать интересней. Девчонки в этом плане усидчивее и аккуратнее.

«Тайны следствия» в реальности


Новичков в профессии подкупает романтика сериалов: в них следователи редко сидят на месте, а их жизнь насыщена и разнообразна. Роль следователей в реальности на самом деле одна из самых важных при работе над уголовным делом, но их будни далеки от экранной картинки.
— Я не могу смотреть эти сериалы, потому что показывается неправда, не та работа, даже в процессуальных тонкостях. И я все время не могу понять, почему нельзя взять консультантом человека, который с этим работал, чтобы хоть немного было на правду похоже, — задается вопросом Мария Сутырина. — Ты смотришь и думаешь: так не происходит. А люди же верят и думают, что так на самом деле. В «Тайнах следствия» героиня все же больше оперативник, она слишком много уделяет этому внимания. Наша же работа больше в документировании. Если следователь неправильно что-то в деле оформит, оно развалится в суде, человека оправдают, следователь понесет наказание, заплатит преступнику за реабилитацию, и все пойдет крахом.
image9.jpg
Опыт наставника помогает быстрее освоиться новичкам. Фото Олега Каргаполова

Дела в отделе делятся не только по направленности. Есть раскрытые, где преступник уже установлен, и те, что расследуются пока что по факту совершенного преступления, где обвиняемого еще предстоит установить. Ими занимаются разные люди, и у каждой этой категории есть свои нюансы. В среднем на следователя по уже раскрытым делам в отделе приходится по пять-шесть производств в месяц, на «фактовиков» же (так между собой в МВД называют следователей по второй группе дел. — Прим. редакции) — по 25 — 30 в месяц.
— Я считаю, что наша работа недооценена. Потому что наши сотрудники тратят неимоверные силы, работая ненормированно, — рассуждает Мария. — Очень многие увольняются, выбирая более легкую и высокооплачиваемую работу. Остаются те, кто трудится по призванию.

Что стоит за успехом следователя


Работы в следственном отделе полиции настолько много, что сотрудники буквально живут ей. Не всем это дается просто. Мария Сутырина уточняет: первые два года новичкам всегда сложно. Быстрее освоиться в профессии помогают желание работать и честолюбие, старание выходить из худших в лучшие.

image1.jpg
Работа над делом требует от следователя немало сил и времени. Фото Олега Каргаполова
— Новички приходят с горящими глазами с иллюзиями о работе, а потом окунаются в работу и говорят, что им тяжело. Им сложно допрашивать, даже после изучения алгоритма. Нужно изложить текст так, чтобы потом это было доказательством. В том же опросе потерпевшего при разбое нужно детально прописать все: указать сколько ударов, с какой стороны и так далее. Это же потом ляжет в обвинение, — приводит пример начальник следственного подразделения. — К сожалению, в гражданских вузах не учат допросам и сборке макета уголовного дела. Новички приходят словно белый лист, и ты должен на нем что-то написать. И если чувствуешь, что ему хотя бы интересно, тогда сможешь дать ему знания. Он их вкушает, даже если злится, когда его ругают, он по крайней мере хочет в этом вопросе разобраться. Дальше уже научился — и становится легче.
image8.jpg
Мария Сутырина уверена: семья играет немалую роль в успехе следователя. Фото Олега Каргаполова

Совмещать такую работу с личной жизнь не всегда просто. И семья в этих случаях становится действительно опорой и поддержкой.
— Если в семье понимают, то работать комфортно. Не все мужья и жены готовы это терпеть, — признает Мария Сутырина. — Но если есть поддержка в семье, можно справиться со всем. За успешным следователем однозначно стоит надежный тыл. И это очень важно.
Именно благополучия в семье руководитель следственного отдела полиции пожелала коллегам в своем поздравлении:
— Оптимизма вам, терпения, желания быть лучшими и состояться в профессии, — заключила она.
image2.jpg
Поздравления с профессиональным праздником следователи полиции принимают 6 апреля. Фото Олега Каргаполова

Редакция «Вечернего Челябинска» также поздравляет всех работников органов предварительного следствия МВД.



Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other