Меню

УЧЕБНИКИ ДЛЯ ЮНЫХ КРАЕВЕДОВ

21.06.2013 10:59 47 (11658)


Как привить подрастающему поколению любовь к малой родине? Сколько учебных часов нужно отводить в школе на изучение истории и природы Южного Урала? Какой смысл настоящие патриоты вкладывают в слова «родной край»? Об этом и многом другом — в беседе с директором челябинского книжного издательства «Край Ра» Еленой ЗМИЕНКО.

— Елена Вячеславовна, в последние годы проблемы краеведения стали широко обсуждаться не только в среде энтузиастов, занимающихся этим, но и на всех этажах власти. А какие на самом деле существуют проблемы в вопросах краеведения?
— С 15 по 18 мая я была в Омске на краеведческих чтениях, которые были посвящены 135-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. На пленарных заседаниях выступали краеведы со всей России. Темы докладов очень разнообразны, но каждый докладчик с горечью говорил о том, что мало времени отводят в школе на изучение родного края. Не знают люди своей родины. И о какой туристической привлекательности можно говорить, если не знают, о чем говорить? С приветственным словом к нам обратился Сигурд Оттович Шмидт. Многие годы он был председателем Союза краеведов России. Так тепло и разумно говорить о необходимости развития краеведения мог только он. Умный, мудрый, честный. Таких сейчас мало. Его отношение к Родине не оценивалось деньгами. Его любовь к стране, в которой он прожил всю жизнь, была искренней и безмерной. Спасибо судьбе, что помогла узнать такого человека.

— Вы тоже выступили с докладом на чтениях?
— Я рассказывала о литературе, выпущенной нашим издательством. Среди них пособия «Деревья и кустарники. Зеленый наряд южноуральского города», «Травы, травы городские. Дикорастущие травянистые растения городов Челябинской области», эколого-фаунистические очерки-обзоры о насекомых и птицах Челябинской области, а также хрестоматия «Книга для чтения по краеведению» для учеников 2 — 4-х классов. Кроме того, большой интерес вызвал подготовленный нами совместно с учеными и преподавателями учебный комплект — приложение к федеральным учебникам «Окружающий мир» «Моя малая родина». На заключительном пленарном заседании в постановлении была отмечена работа нашего издательства по выпуску пособий для начальной школы и рекомендовано распространить наш опыт по выпуску такой литературы по всем регионам России.

— Что это за комплект? Расскажите о нем поподробнее.
— Комплект, подготовленный нами, состоит из учебного пособия для 1-го класса и 2 — 4-х классов, рабочей тетради для 1-го класса, а это 12 страниц для творческих работ. Кроме того, комплект дополняет «Атлас Челябинской области, 1 — 4-й класс», снабженный контурными картами по темам, и методические рекомендации для учителей. Издание является универсальным и подходит для преподавания по всем учебно-методическим комплексам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки РФ: «Школа 2100», «Школа России», «Перспектива», «Гармония», системы Занкова, Эльконина-Давыдова… Комплект рекомендован министерством образования и науки Челябинской области и кафедрой начального образования ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

— Особую известность получил ваш учебник «Моя малая родина». Расскажите об этой разработке, в чем ее новаторство?
— Учебник хорош тем, что вопросы и задания в нем построены именно так, чтобы дети отвечали на них, основываясь на уже имеющихся знаниях о крае. В 1-й класс ученики приходят с разным уровнем подготовки, и в 1-м классе происходит «выравнивание» уровня знаний об окружающем мире. В учебнике есть задания, которые учат сравнению, анализу, классификации, обобщению. Книга помогает осмысливать собственный опыт в ходе решения проблемных творческих заданий, здесь дети учатся понимать закономерности окружающего мира именно на близких им примерах: семья, город, село, свой сад, парк, улица. Есть задания, при решении которых создаются условия для формирования любознательности, творчества, коммуникативности. Каждому дается шанс на индивидуальность. Материал о семье, о народах нашей уникальной области предполагает общение не только на уроке с учителем, но и вне школы — с родителями, друзьями. Расширяется не только кругозор ребенка, но и его словарный запас. А далее — учебник для 2 — 4-х является логичным продолжением учебного пособия по окружающему миру для 1-го класса.

— Кто авторы этих изданий?
— Пособия написаны нашими учеными, педагогами — кандидатом педагогических наук, профессором Виталием Латюшиным, членом Союза писателей Надеждой Лысановой, заведующей кафедрой географии и МПГ ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» Марией Паниной, биологом-экологом, доцентом ЧГПУ, кандидатом биологических наук Надеждой Строковой, кандидатом географических наук, доцентом кафедры географии и методики преподавания географии ЧГПУ Еленой Павленко. Кроме того, в работе над пособиями оказали помощь историк, краевед, общественный деятель Владимир Боже, кандидат исторических наук, доцент кафедры древней истории и этнологии Евразии Гаяз Самигулов, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и этнологии Андрей Рыбалко и многие другие челябинские краеведы и историки. Стоит отметить, что все учебники, выпущенные федералами, ориентированы на Москву и Московскую область. А живут-то наши ребята здесь, на Южном Урале. Хочется, чтобы они знали свой край. Чтобы в проверочных работах не писали, что у нас в лесах живут тигры и львы… Любовь к родине не родится вместе с человеком, она воспитывается семьей, педагогами. Любить или не любить человек может только то, что знает. И если он не знает своей малой родины, он и любить ее не может.