Меню

Улетный транспорт

31.05.2013 16:46 41 (11652)


Корреспондента «Вечерки» на полтора часа запустили в небо. Военачальники ультиматумов не ставили, но о критических статьях об авиаторах автору строк придется забыть.

Репортаж о том, как наш корреспондент на военном ТУ-134 Ш – на нем обучают курсантов — пролетел за полтора часа почти тысячу километров, передал привет с воздуха соседям-тюменцам, полюбовался красотами Челябинска и помахал с высоты птичьего полета сотрудникам редакции.

В эти дни в Челябинске гостят главные штурманы всей страны. На авиабазе Шагол проходят сборы руководителей этой службы. Специалисты обсуждают проблемы подготовки будущих штурманов, а курсанты демонстрируют свои навыки по выполнению боевых задач. Не забыли и о журналистах. К чему лишние слова и объяснения? Узнать и понять суть работы штурманов, их роль и значение лучше на практике, а именно в небе. Поэтому-то их пустили на учебно-тренировочный полет вместе с курсантами. «Там, в небе, многое в сознании меняется. Если будете плохие статьи о нас писать, так и будете парить в воздухе, пока топливо не кончится», — пошутил один из сотрудников авиабазы.

Вообще-то журналистам нечасто выпадает удача подняться в небо на военном самолете. Дорогое это удовольствие. «По нашим примерным подсчетам, на одного курсанта только по летной подготовке приходится тратить около двух с половиной миллионов рублей», — раскрыл небольшой секрет человек в погонах.

«60, 100, 130 км в час... 160, 180...» — при одних словах командира-диспетчера при разгоне боевого ТУ-134 Ш становилось не по себе. Самолет старенький, еще советской эпохи, дребезжит и бренчит, прыгает на взлетной полосе. Кажется, еще совсем немного, и он развалится. «Не переживай, — хлопает меня по плечу штурман-испытатель Павел Понкратов, расположившийся по соседству. — Эта колымага пролетела уже сотни тысяч километров. И еще тебя переживет. В наше время самолеты делали на совесть».

Наконец на скорости 220 км в час самолет отрывается от земли. На лицах курсантов-штурманов полная сосредоточенность, ни тени улыбки. Им предстоит законспектировать все действия опытных коллег, а затем и выполнить боевое задание — сбросить учебные бомбы в заранее помеченную на земле крестом «десятку».

Скорость 600 км в час, высота 6700 метров над землей. Здесь уже почему-то не страшно — чувствуешь себя букашкой в огромном мире и не в силах сопротивляться. В иллюминаторе гладкая пелена облаков, земли не видно. Так мы и долетели до границы с Тюменской областью, повернув обратно. Попутно сбросили учебные бомбы, кажется, ни в кого не попали. И наконец стали снижаться. «Будем садиться «по коробочке», — объяснил капитан Андрей Кожухов. — То есть по кругу, пролетая четыре воображаемые точки». Спустились до 1000 км над уровнем земли, показался Челябинск. Весь город как на ладони. Красотища! 900, 800, 700 метров... Наконец, на высоте 500 метров уже ясно было отличить не только многоэтажные и большие здания, но даже машины и маленькие точки людей на земле. «Батюшки, да вот же наша редакция! — изумляюсь я. — А вон коллега на работу идет», — увидел журналиста, идущего на работу. Помахав ему, ответной реакции я, понятное дело, не дождался. Вот так, начав с Северо-Запада, мы сделали круг почета, пролетев над Шершнями и Смолино, оставили позади себя ЧТПЗ и ЧТЗ, понюхали смрад от городской свалки и погрузились в дымовую завесу от предприятий-металлургов.

«Сто тонн топлива потратили, — обрадовал новостью тот самый сотрудник авиабазы, обещавший нас держать в небе подольше в целях профилактики. — Не знаю, как теперь будете расплачиваться». Мы и сами не знаем, пусть эта статья послужит авансом. Штурманы у нас и впрямь веселые, а главное — умные и профессиональные ребята.



Михаил Звягин: «Альтернативы штурманам нет»

Визит высокого военачальника из Москвы переполошил Шагол. Главный штурман военно-воздушных сил РФ генерал-майор Михаил Звягин стал одним из тех, кто до последнего бился за ЧВВАКУШ, призывал добиться того, чтобы вернуть ему статус военного училища. И сейчас, с чувством выполненного задания, он рассказал о том, какие пути необходимо сделать, чтобы училище штурманов существовало не на бумаге, а успешно работало и готовило кадры для ВС РФ.

— Михаил Игоревич, поделитесь целью вашего визита и ответьте на главный вопрос: какой статус будет у ЧВВАКУШа?
— Я очень рад вновь оказаться на южноуральской земле. Цель появления здесь руководящего состава штурманской службы — это плановые ежегодные сборы, которые призваны в первую очередь проанализировать состояние штурманской службы, оценить ее готовность к выполнению задач авиации по предназначению и степень готовности фондов филиала для организации набора курсантов в этом году. Как вы знаете, принято решение о воссоздании челябинского училища штурманов. Это беспрецедентный случай в новейшей истории Вооруженных Сил. Мы практически заново воссоздаем училище и возвращаемся к принятой системе образования. В стенах челябинского училища вновь будут готовить штурманские кадры для авиации не только военно-воздушных сил, но и других силовых ведомств.

— В новом учебном году курсанты сядут за парты уже полноценного училища?
— Раскрою небольшой секрет. Министром обороны принято решение, согласно которому в скором времени все военные училища будут восстановлены. На данный момент есть ряд вопросов, связанных с аккредитацией высшего образовательного учреждения, которые нужно будет решить. Разумеется, на это понадобится какое-то время. Поэтому челябинское училище на первых порах будет пока существовать в рамках филиала, однако по штатному расписанию функционировать будет как училище. Потребуется некоторое время, чтобы ЧВВАКУШ восстановило статус училища. В перспективе это обязательно будет. Думаю, в ближайший год этот вопрос будет решен.

— То есть воссоздать сложнее, чем расформировать?
— Да, конечно. Ломать — не строить. Мы ведь практически создаем училище на голом месте. То, что сейчас существует — это факультет краснодарского филиала воронежского научно-учебного военного центра. Волевым решением высоких руководителей мы содержали здесь личный состав, базы как таковой нет. Впереди очень много работы.

— Однако оборудование, инфраструктура и преподавательский состав остались?
— Да, и все это послужит хорошей базой, чтобы как можно быстрее воссоздать училище. Проблема в том, что нужно пройти множество юридических проверок, все утвердить законодательно.

— Сейчас уже можно сказать, что расформирование ЧВВАКУШа было ошибкой?
— Мне не хотелось бы давать какую-то оценку действиям руководства ВС РФ. Главное, что мы приложили максимум усилий для того, чтобы сохранить традиции и дух ЧВВАКУШа. Наверное, не все правильно было сделано, но без ошибок не бывает. В свое время не все поняли, что эпоха штурманов в летной военной авиации не заканчивается, а, наоборот, приобретает свою исключительность и важность. Альтернативы такому члену экипажа, как штурман, нет. Здравый смысл возобладал.

— Цифры по набору озвучены?
— Мы набираем около пятисот курсантов, это достаточно значительное количество. Отсюда и многие проблемы, но мы их на этом этапе стараемся решить. Мы ждем и приглашаем абитуриентов с 1 июля по 1 августа, примем абсолютно всех желающих, которые подходят по возрастному цензу. Более того, здесь же автономно проведем врачебно-летные комиссии, профотбор, примем ЕГЭ в ЮУрГУ.

— А какие специальности военный вуз будет готовить?
— На базе училища будут два факультета — летный и нелетный. К первой категории относятся, разумеется, сами штурманы. Нелетные — специалисты по управлению воздушным движением. То есть те, кто непосредственно на земле занимается боевым управлением воздушных судов. Есть огромная необходимость в этой специальности. Роль ее нисколько не умаляю. Именно поэтому пройти отбор в ЧВВАУШ будет несколько проще, чем в другие военные вузы.

«Суть штурманской службы заключается не только в решении навигационных задач. Иногда приводят в пример состояние штурманской службы в гражданской авиации, где из состава экипажа штурман исключен. Но у военных штурманов совершенно иные задачи. Их основная роль — применение оружия и выполнения боевых задач. Штурманская служба представлена во всех родах войск авиации: дальней, истребительной, бомбардировочной, военно-транспортной, разведывательной, специальной...»