Меню

Гольдони без маски

31.05.2013 16:24 41 (11652)


Жестокая комедия, или Смех сквозь слезы.

Под занавес сезона в театре драмы грядет последняя премьера, которую театралы ждут с замиранием сердца. Оно и понятно: скандал с отменой спектакля «Ипотека и Вера, мать ее» прямо накануне премьеры всколыхнул увязшие было в зыбком болоте временщины страсти. Критики остались в недоумении, а зрители в накладе, как, впрочем, и театр, частично расплатившийся за все-таки проделанную, но так и не представленную на сцене работу. Объяснения типа «возникли творческие разногласия» и «театр имеет право» прозвучали не слишком убедительно; творческие разногласия были и будут в театре всегда, но зрители в том, что кто-то с кем-то не сошелся во мнении, не виноваты.

Десять дней, которые спасут премьеру

И все-таки хочется верить, что «Хозяйка гостиницы» окажется удачливей, чем «Ипотека». Хотя актерам и режиссеру-постановщику приходится работать почти что в боевых условиях: биться за каждую репетицию – параллельно в театре решили провести читку, и главрежу потребовались актеры. К сожалению, труппа театра настолько велика и разнообразна, что выбрать лучших достаточно сложно и пересечений избежать не удалось. Пойдет ли такой цейтнот на пользу премьере? Поживем — увидим. Говорят, что обстоятельства обостряют способности иногда. Вот только как это объяснить зрителям?

— У вас же сейчас выпускной период – самая горячая пора, справляетесь? – с опас-кой пытаю постановщика «Хозяйки» Олега Плаксина.
— Спасибо директору, она нас выручает. В помощи никогда не отказывает, и все вопросы решаются только через нее, — в перерывах между репетициями Олег буквально урвал немного времени для встречи. Пока артисты отдыхают, режиссер мечется между костюмерами, декораторами, монтировщиками: к генеральному прогону все должно быть готово. Правда, первое не всегда подразумевает второе. Как-то так сложилось, что любой премьере традиционно не хватает дней десять, чтобы расставить все точки. Это уже проверено, кстати, и совершенно не зависит от того, сколько длятся репетиции – полтора месяца или полгода. За полтора месяца нужно сделать массу всего, а тут еще эскизы, декорации пришлось доделывать, впрочем, всю кухню совсем не обязательно знать зрителям. Публика должна прийти в театр и увидеть…

А вот что же она увидит – это и стало основной темой беседы.

Трактирщицу повысили

— Первоначально я хотел ставить «Коломбу» Ануя, поскольку в театре есть такая прекрасная актриса, как Валентина Качурина. Но у театра оказались другие планы, — разговор начался «от печки». — Эту пьесу Гольдони я уже делал лет пять назад в Семипалатинске…

— Но это вполне обычная практика, когда режиссеры ставят одну и ту же пьесу в разных театрах.
— Да, но со мной такое случилось впервые, — Олег упрямо качает головой. — До сегодняшнего дня избегал повторов. Но раз театр предложил, попытался сделать нечто совершенно иное. Первый вариант назывался «Трактирщица». Тогда мне хотелось передать атмосферу праздника, радости, солнечной Италии.

— Типа комедии дель арте?
— Именно, что «типа». Нет, конечно, это не была комедия дель арте, но какие-то элементы мы пробовали использовать. Посмотрели как раз спектакль Стрелера в театре Пикколо «Слуга двух господ» (кстати, в Челябинске этот спектакль показывали во время итальянских гастролей осенью 2011 года. – Авт.). Здесь мне хочется сделать нечто совсем иное, никакого повтора. Поэтому решил и название изменить – новый спектакль называется «Хозяйка гостиницы», и вот это слово «хозяйка» во многом ключевое, оно определяет и характер главной героини, и даже главную идею спектакля.

— И какая же она?
— Столкновение гордынь. По сути, Гольдони создал пьесу в эпоху зарождающейся буржуазии. На смену Ренессансу с его радостным восприятием мира, эпикурейством, наслаждением жизнью приходит эпоха Просвещения, во главу угла возводится практицизм, практичность, рассудочность. И в этом свете финал предстает в какой-то степени даже трагичным. На первом месте у всех героев собственное эго, от этого люди становятся холодными, расчетливыми, циничными. И даже такое большое чувство, как любовь, не способно перебороть гордыню.

Без любви и с носом

Итак, главная героиня содержит гостиницу. И все постояльцы мужеского пола в нее влюблены – богач граф и аристократ маркиз, а также бедный слуга, впрочем, он как будто не в счет. Новый постоялец разрушает любовную атмосферу, он открыто презирает «всех баб». Но в итоге и сам запутался в сетях Мирандолины, влюбился по уши, а хитрая красавица всех ухажеров оставляет с носом. Впрочем, по версии Плаксина, с носом осталась и сама героиня.

— Мирандолина решает отомстить кавалеру за то, что тот ее оскорбил своим пренебрежением, презрением. В какой-то момент она поняла, что сама почти влюбилась в него и даже то, что, возможно, именно он мог стать тем самым единственным для нее мужчиной. Но она не верит в искренность чувств кавалера, переступает через себя, чтобы только наказать противника и доказать свое превосходство. Кстати, не только ей приходится переступать через себя, это делают все герои: маркиз, аристократ по крови, переступает через свое положение и клянчит чашку шоколада, кавалер переступает через свои принципы не доверять женщинам и так далее.

— Это весьма актуально при теперешней жизни: чтобы добиться чего-то стоящего, ты должен прежде поступиться своими принципами.
— Да, и Мирандолина – как вполне современная бизнес-вумен, которая всеми способами стремится оказаться на вершине. Но, достигнув ее, она в итоге остается одна.

Над кем смеетесь?

— Как-то не очень весело получается… А как же юмор? Все-таки, как ни крути, Гольдони написал комедию.
— Юмор обязательно будет, но я обозначил жанр как «жестокая комедия». Ну или очень веселая трагедия.

— А как Гольдони отнесся бы к такой постановке вопроса? Сопротивлялся бы?
— На самом деле существует устойчивый стереотип восприятия его пьес. Когда мы говорим о Гольдони, сразу вспоминаем про комедию дель арте. А между прочим, сам Гольдони боролся с комедией масок. Почему-то все герои Гольдони должны друг другу улыбаться и быть счастливыми. Что же происходит в финале: маркиз и граф разочарованы, кавалер унижен и оскорблен, Фабрицио понимает, что Мирандолина его не любит. Да она и сама признается: «На худой конец выйду замуж за Фабрицио». Это о чем говорит — о большой любви? Скорее об отчаянном положении. Когда начинаешь вникать в подробности, картина возникает несколько иная.

— Над чем же тогда должен смеяться зритель?
— Над собой, конечно. Над собственной глупостью, упертостью. Когда два любящих, достойных человека никак не могут быть вместе из-за пустых амбиций. Это смех сквозь слезы, в нем что-то есть даже гоголевское. Мне хочется, чтобы зрители сопереживали всем героям, тому же кичливому маркизу, потому что он тоже достоин участия. Он действительно влюблен в Мирандолину, как и граф, который сначала мечтал подкупить ее подарками, что, впрочем, совсем не исключает его чувств к ней. А иначе разве бы он стал биться на дуэли ради нее?

Новая трактовка известного произведения всегда интересней, нежели обычная иллюстрация текста. На удивление она кажется весьма символичной для самого театра: во главе угла пустые амбиции, в приоритетах разовые проекты. Впрочем, это все пристрастные домыслы, последнее слово за зрителем.


Олег Плаксин хорошо знаком челябинским зрителям по прежним актерским работам в нашем театре драмы. А его режиссерская работа «Похороните меня за плинтусом» до сих пор значится в репертуаре театра и пользуется успехом у зрителей. Последние несколько лет Олег Плаксин работает ассистентом режиссера у Галины Волчек в театре «Современник».



В качестве хореографа спектакля выступила Мария Грейф, солистка Театра Современного танца Ольги Пона. Это уже третья совместная работа с Олегом Плаксиным.